Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

Мифология и культура ацтеков

Дата: 25.03.2009
Категория: Интересности
  • 100


Ацтеки (астеки) — индейская народность в центральной Мексике в XIV—XVI веках.
Ацтеки называли свою родину островом Астлан ("место, где живут цапли"). Точное местонахождение их прародины неизвестно, однако большинство исследователей склоняются к мысли, что первоначально племя обитало на островах, сосредоточенных в северной части Калифорнийского залива. От слова "Астлан" и произошло название "ацтек".


ПАНТЕОН


Во второй половине XII в. ацтеки появились в Центральной Мексике. Согласно их собственным преданиям, когда-то очень давно к ним обратился бог-покровитель Уицилопочтли и всех предыдущих мексиканских цивилизаций, однако их религиозные воззрения были весьма оригинальны и не совпадали с верованиями других племён.
Не случайно главным божеством ацтеков был Уицилопочтли, бог войны - всё величие, которого они добились, пришло к ним через насилие и завоевания. Уицилопочтли в переводе с науатля означает "левая нога в перьях колибри". Легенда рассказывает, как однажды Мать богов Коатликуэ, когда была ещё совсем юной, подметала храм Коатепек. Неожиданно с потолка упал свёрток с перьями колибри. Она прижала его к груди, зачав тем самым бога.
Идол, олицетворявший бога войны, обычно был очень больших размеров. Изготавливали его из дерева. Уицилопочтли, как правило, изображали сидящим на голубой скамейке, что символизировало небеса, являющиеся для него опорой.
Другими важнейшими богами являлись Тескатлипока (бог-творец), Тлалок (бог воды), Тонатиу (Солнце), Метстли (Луна), Кетсалькоатль (бог воздуха), Хиутеуктли (бог огня), Сентеотль (богиня кукурузы), Михкоатль (богиня охоты), Хипе (бог рудников), Хикатеуктли (бог торговли), Миктла-теуктли и Миктлансиуатль (супружеская пара - боги ада).

Мифология и культура ацтеков
богиня Чальтиутликуэ

Имелось множество менее значительных богов, причём каждой семье покровительствовали свои домашние божества тепитотоны, или маленькие боги. Важное место занимали культы животных - ягуара, пумы и других зверей. Божество, покровительствовавшее травам и корням, из которых делали вино, называлось Патекатль.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА


О том, насколько велика была роль религии в жизни ацтеков, можно судить хотя бы по тому, что в начале XVI в., к моменту прихода испанцев, в империи ацтеков насчитывалось более 40 тыс. храмов - теокалли. В самом крупном храме Теночтитлана служило около 5 тыс. жрецов.
Практика человеческих жертвоприношений впервые у ацтеков официально узаконена императором Утскоатлем в 1428 г. Утскоатль и его племянник Тлакаэлель, бывший советником императора, отождествляя бога войны Уицилопочтли с Солнцем, обязали ацтеков периодически питать это главное небесное светило (и главного бога ацтекского пантеона) свежей человеческой кровью, чтобы у него всегда были в избытке живительные силы.
Характер жертвоприношений у ацтеков менялся в зависимости от того, какому богу они совершались. Для бога войны у жертвы вырывали сердце, богине запретной любви Тласолтеотль в жертву приносили только проституток, богу дождя Тлалоку - утопленных детей.
Особой формой жертвоприношений было подобие гладиаторских боёв, проводившихся в честь бога Хипе. В них участвовали воины, захваченные в плен. Они выходили на ристалище против орла и ягуара почти обнажёнными, с деревянными копьями. Как правило, такие поединки заканчивались поражением людей. Если же они в ходе схватки проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы вручали дорогие подарки.
Из пяти ритуалов жертвоприношения, принятых у ацтеков, наиболее распространённый предусматривал следующую очерёдность действий: у жертвы вырывается сердце и верховный жрец (топильтсин) кладёт его к ногам идола, олицетворяющего бога, в честь которого совершается жертвоприношение; другие пять жрецов (чачальмеки), участвующие в церемонии, собирают в большие стаканы кровь, которое топильтсин обмазывает рот идола; затем верховный жрец ногами сбрасывает труп со ступенек храма; если в жертву приносится раб, то его подбирает хозяин, если - военнопленный, то его тело забирает тот, кто захватил его в плен; после этого и хозяин, и воин должны съесть несколько кусков мяса жертвы, что почиталось за большую честь.
Особое место в пантеоне мексиканских богов занимает Кетсалькоатль. Интересно то, что это была первая в Мезоамерике личность, олицетворявшая бога. В кодексах он обычно изображался змеем, покрытым зелёными перьями. Именно такое значение имеет имя Кетсаль-коатль (Змей, покрытый перьями кетсаля); кетсаль - священная птица древних майя и ацтеков.
Согласно мифам и легендам, Кетсалькоатль - самый мудрый из богов, символ божественной мудрости. У ацтеков, "унаследовавших" этого бога от более древней мексиканской цивилизации тольтеков, Кетсалькоатль почитался как бог ветра и воздуха. Ему никогда не приносились человеческие жертвы - только цветы.


КОСМОГОНИЯ


Ацтеки считали, что мир создавался пять раз, и каждое новое его появление называлось "Солнце". В период первого Солнца земля была населена великанами. Так было целых б7б лет, пока в один прекрасный день бог-творец Тескатлипока не превратился в ягуара и не пожрал всех гигантов. Планета обезлюдела, Второе Солнце, продолжавшееся Зб4 года, связано с именем Кетсалькоатля, который вновь сотворил человека и правил на земле все эти годы. Однако в конце этого Солнца последовала страшная буря, уничтожившая почти всё живое, а те немногие люди, которым удалось спастись, превратились в обезьян.
Бог дождя Тлалок создал третье Солнце. Его эпоха длилась 312 лет и была прервана огненным дождём. Почти всё человечество вновь погибло, а уцелевшие превратились в птиц. Четвёртое Солнце исчезло в бесконечных водах потопа. Тогда-то и появились рыбы, а может быть, в них превратились чудом спасшиеся люди.
Появление пятого Солнца - опять результат титанических усилий Кесалькоатля. Мексиканский ученый Леон-Портилья описывает это следующим образом: "Сопровождаемый лишь своим науаль (нечто вроде второго Я), он сошел в мир мертвых, где ему пришлось пройти через целый ряд тяжелых испытаний, которым его подверг Миктантекухтли, владыка обители мертвых. В конце концов, Кетсалькоатль собрал кости мужчины и женщины и отнес их в мифический Тамоанчан. Боги вновь собрались вместе, и, после того как кости были помещены в великолепный глиняный сосуд, Кетсалькоатль, чтобы дать им жизнь, оросил их кровью, извлеченной из его детородного органа. Человек получил имя Макеуаль, что означао "добытый подвигом", ибо в ту пятую "эру" его существование стало возможным благодаря самопожертвованию Кетсалькоатля".

КАЛЕНДАРЬ

Мифология и культура ацтеков
календарь ацтеков

Век у ацтеков продолжался 52 года. Последний день каждого века был самым главным праздником, ибо в этот день они ожидали возможной гибели пятого Солнца, а следовательно, и исчезновения всего живого на земле. Мифы так говорят об этом, заодно объясняя смысл принесения богам кровавых жертв: "Вначале пятое Солнце не двигалось. Тогда боги сказали: "Как же будем жить? Солнце не двигается!". И чтобы придать ему силы, боги пожертвовали собой и предложили ему свою кровь. Один из богов, Нанауатцин, бросился в огонь, чтобы превратиться в Солнце. Вскоре подул ветер и, "двинувшись, Солнце продолжило свой путь".
В этом мифе о первой жертве уже содержатся скрытые элементы будущего мистицизма ацтеков: Солнце и жизнь существуют благодаря жертве и для того, чтобы они пребывали и дальше, необходимы жертвы. Интересно, что эти представления захватили целый народ. Эта идея (неустанно доставлять богам драгоценную красную "воду" жертвы - единственную пищу, способную сохранить жизнь Солнцу) сделала "ацтеков народом с миссией, избранным народом, считающим, что его миссия состоит в том, чтобы в космической борьбе сражаться на стороне Солнца, на стороне добра, содействовать его победе над злом, предоставлять всему человечеству блага победы сил света над мрачной властью ночи". Примерно те же идеи были заложены в основу ритуала жертвоприношения и у других народов Мезоамерики.
Праздник связи времён назывался у ацтеков Тохиумолпилья. Накануне рождения нового века ацтеки уничтожали домашнюю утварь, ломали мебель, выбрасывали одежду и статуэтки своих маленьких богов и повсеместно гасили огонь. Жрецы облачались в одеяния, символизировавшие того или иного бога, и торжественно направлялись к холму Уихачтекатль, что в нескольких километрах от современного Мехико. На вершине этого холма находился теокалли, в котором в полночь, в темноте и абсолютной тишине встречали начало нового века. По положению звёзд в созвездии Плеяд ацтеки определяли приближение самого страшного, а может быть, самого счастливого рубежа, когда или всё вокруг окажется погружённым в пучину небытия, или пятое Солнце ещё по меньшей мере на 52 года обеспечит им своё покровительство, а следовательно, они будут жить, продолжать завоёвывать новые территории, поклоняться богам.
Пятое Солнце ни разу не подвело их. Предчувствие и ожидание катастрофы сменялось всеобщим ликованием. Жрецы посредством трения двух кусков дерева зажигали Новый Огонь в рассечённой груди жертвы и тут же разводили большой костёр. Потом с факелом в руках они спускались к огромной толпе людей, ожидавшей их у подножия холма. Ацтеки успели провести лишь четыре таких праздника: в 1351, 1403, 1455 и 1507 гг. Последний состоялся в то время, когда "ураган" испанской конкисты уже бушевал на островах Карибского бассейна.


ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД


У ацтеков сложились своебразные представления о загробном мире. Они были убеждены, что Солнце живёт на Востоке в своём доме, из которого выходит по утрам в сопровождении погибших в боях воинов и принесённых в жертву людей. Эта свита сопровождает Солнце до зенита, а дальше за ним следуют женщины, скончавшиеся во время родов, которых соплеменники приравнивали к воинам, павшим в сражении. В ночное время Солнце заглядывало ненадолго в царство мёртвых (Миктлан), где находились только те усопшие, которых не позвал с собой ни один бог.
Особым почётом в загробном мире пользовались утопленники, люди, скончавшиеся от удара молнии или от таких болезней, как водянка и лепра (проказа). Они сразу попадали в рай (Тлалокан), где постоянно находился бог дождя Тлалок.
Церемония похорон имела много обшего в разных частях Мезоамерики.
У ацтеков эта церемония проходила под руководством нескольких старейших жрецов примерно так. Один из них украшал покойника различными священными фигурами, вырезанными из ткани, и окроплял его "очистительной" водой, приговаривая: "Это та самая вода, которую ты получил, придя в мир". Затем наполненный до краёв кувшин с водой помешался между ногами усопшего. Это действие сопровождалось словами: "Он тебе послужит в твоей дальнейшей дороге". Священные фигуры должны были помочь умершему пройти между двумя горами, которые непрестанно ищут возможности сблизиться и столкнуться друг с другом. Горное ущелье охранял огромный змей. Магические фигурки должны были его успокоить и показать место, где находился огромный кайман по имени Хочитональ. Только в его власти было защитить и указать трудную дорогу, пересекающую восемь пустынь. На пути в царство Тлалока встречался и огромный острый нож из вулканического стекла - обсидиана, и другие препятствия, но с помошью Хочитоналя они все могли быть преодолены.
Если умирала женшина, то её соплеменники заботились прежде всего о том, чтобы она не замёрзла во время длинного пути. Её одевали в самую тёплую одежду и, кроме того, вместе с ней хоронили небольшую собаку рыжей масти, которая должна была помочь усопшей пересечь глубокую реку Чиукнаупан.
Смерть императора и его похороны обставлялись с особой торжественностью. Вместе с ним "отправлялись в дом Солнца" и его жёны, и слуги, и множество пленников. Правителя хоронили в храме Уииило-почтли около алтаря, перед статуей бога.



P.S. Информация взята с сайтов http://na-more.blog.ru, http://aztec-beliefs.narod.ru
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: Sehmeth (25 марта 2009 17:39)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 20.03.2009
Информативно и довольно интересно. Лишний раз поупражнялась в практике произношения слов из словаря ацтеков - иной раз невероятно трудно это сделать. lol


№2 написал: Вика_ОШ (26 марта 2009 02:54)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 16.03.2009
Занимательное чтиво!)) Я даже закладочку сделала)


№3 написал: Polar star (26 марта 2009 15:40)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.03.2009
Инфа интересная, и вроде не очень скучная wink


--------------------


№4 написал: Fearmaker (30 марта 2009 17:55)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.03.2009
хм...очень интересно ay заметил много коментов что мол типа жёсткий народ и выковыривание сердец пугает,а скармливание младенцев ацтеков своим псам испанцами не пугает???или сжигание живьём целых деревень???


--------------------


№5 написал: Fearmaker (31 марта 2009 17:33)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.03.2009
спасибо,очень интересно,если поделишся ,буду при много благодарен smile


--------------------


№6 написал: Gwen (18 апреля 2009 00:26)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 17.04.2009
Очень интересно и познавательно ct


--------------------


№7 написал: Kin-Ra (17 мая 2009 19:41)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.04.2009
Очень полезный пост, все кратко и понятно. Спасибо!


--------------------


№8 написал: Ladolina (26 мая 2009 16:13)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 22.05.2009
Флорик, ты молодец! Я как раз пишу об этом. Спасибо!


--------------------

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.