Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

"Бог из машины"

Дата: 29.05.2009
Категория: Полезное
  • 100


«Deus ex machina» (лат. «Бог из машины», ['de.ʊs eks 'maːkʰi.naː]) — выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. ~ ©Википедия

Данная статья продолжает цикл статей по теории фэнтези. Здесь мы поговорим о таком распространённом в фантастической литературе клише, как «Бог из машины».

Сюжет любого уважающего себя произведения фэнтези вертится вокруг героев. И это понятно – никому не будет интересно писать (и читать) историю о жизни рядового крестьянина или «моба». Протагонисты фэнтези-произведений всегда являются людьми (или не-людьми) особенными, выделяющимися из толпы, и обладают какими-то особенными качествами, будь то магия, боевое мастерство или силы иного толка. Естественно, для того чтобы показать всю «крутость» главного героя(-ев), автор должен противопоставить ему (им) достойных противников. Но вот ведь незадача: заявленный герой иногда оказывается слишком «крут», чтобы размениваться на какое-то там Вселенское Зло. Или наоборот: Тёмный Властелин настолько могущественен, что сотрет главного героя в порошок движением брови. Вот тут-то автору по ходу сюжета приходится «выкручиваться», доказывая читателю что «на самом деле всё не так».

На мой взгляд – это одно из наиболее отвратительных писательских клише. Свидетельствует оно, прежде всего, о том, что автору плевать на целостность и художественную завершенность своего произведения. И еще о том, что сюжет придумывается им по ходу дела. Писателю, который завёл своих героев в безвыходный тупик, лень придумывать оригинальный выход из ситуации. А ещё больше ему лень переписывать последние несколько глав, где описывается, как героев угораздило в такую ситуацию попасть. И он поступает так, как поступить проще всего – вводит в сюжет новую сущность. При этом, эта новая «сущность» настолько могуча, что с её помощью герои давно бы уже справились со своей задачей. Однако появляется она только сейчас, и только для того чтобы, разрешив сюжетный узел, снова исчезнуть со страниц повествования.

Особенно страдают подобными «сюжетными ходами» авторы многотомных сериалов. Каким бы «крутым» и «прокачанным» не казался вам герой предыдущего тома, в следующем обязательно появится кто-то еще более могущественный. Каждый раз в дело вступают силы более высокого порядка, и под конец, когда уже, казалось бы «круче не бывает», всё рано находится «некто», кто затыкает за пояс самого Всевышнего. Яркий пример подобного безобразия – цикл «Хранитель Мечей» Перумова (мы сейчас не говорим о художественных, стилистических или каких-либо других достоинствах книг, так что фанатам Перумова – тапками просьба не бросаться). Сначала всё просто – мир, герой, квест. Затем миров становится больше. В дело вступают «могущественные» маги. Маги вступают в конфликт с богами. Затем оказывается, что не боги это вовсе, а так, местные божки. А настоящие боги – это как раз маги и есть. Только не «наши», а другие, гораздо более «крутые»... И так далее, до бесконечности. В результате, впечатление от вроде бы неплохого чтива безнадёжно испорчено таким вот откровенным авторским «нате, жрите, а надо будет – ещё придумаю».

Как же избежать подобных «ляпсусов» в своём творчестве? Прежде всего, продумывайте произведение целиком. Знайте чётко, чего хотят ваши герои, и каким способом они будут этого добиваться. Стройте повествование так, чтобы в действиях героев (и, особенно, антигероев) присутствовала внутренняя логика. Воин не должен бросаться очертя голову на вражескую крепость, даже если он полубог. Его непременно изрешетят стрелами (файерболами) ещё до того, как он к этой крепости подбежит. А если не изрешетят – где внутренняя логика? Если вам непременно хочется закрутить сюжет, добавить интригу для читателя, продумывайте заранее, как эта интрига будет раскрыта. Читатель, которому ясно как дважды два, что слабой девушке НИКАК не одолеть тысячелетнего дракона, подсознательно спрашивает себя «как же она его одолеет?». И будет неприятно удивлен, если в результате непонятно откуда появится божественная длань, и настучит дракону по черепушке. И последнее, едва ли не самое важное. Вычитывайте своё произведение. Вот вы сели, написали, всё хорошо, муза при вас. А теперь закройте Word, и отдохните хотя бы часок. Затем откройте ваше творение снова, и перечитайте. Уже не как писатель, а как читатель. Не стесняйтесь исправлять в тексте неувязки и неудачные речевые обороты. Лучше сделать это сейчас, а не тогда, когда вам на них укажут критики.

«Бог из машины» - довольно избитый и лежащий на поверхности приём, и в общем-то избежать его легко. Нужно знать лишь одно – читатель расценивает подобный ход как неуважение писателя к себе. Так что не множьте сущностей, господа! И творческого вам вдохновения!
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: WoolfBreaker (29 мая 2009 16:22)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.03.2009
Очень интересная статья.Мне очень понравилось.Спасибо.)


--------------------


№2 написал: RinaSvobodnaya (29 мая 2009 16:23)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.04.2009
Ха! Иногда все-таки нужно изучать зарубежную литературу)))) "Бог из машины" - это излюбленный прием древнегреческих драматургов)) Я помню, наш обожаемый преподавательль по зарубежке полсеминира потратил, объясняя суть этого явления, с множеством красочных примеров))) love


--------------------


№3 написал: Shermah (29 мая 2009 16:26)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.04.2009
Взяла на заметку.))


--------------------


№4 написал: Danga (29 мая 2009 17:41)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 31.03.2009
Согласна с автором статьи, это одно из самых отвратительных писательских клише, и как оно меня всегда раздражало во время чтения фэнтэзи книг(((


--------------------


№5 написал: Zvenislavka (29 мая 2009 18:38)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 16.05.2009
мистер Coorio,респект и уважуха ay среди множество абсолютно на мой взгляд(да простят меня некоторые авторы))))бессмысленных постов,этот-прямо таки золотая крупица здравого смысла!прям читать приятно,честное слово! wink почитаю и другие твои посты))))))))


№6 написал: Meril_Gelebren (29 мая 2009 19:34)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.04.2009
хорошая тема выбрана, грамотно раскрыта. здорово) автор, молодец!


--------------------


№7 написал: Kin-Ra (29 мая 2009 20:12)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.04.2009
Ой здорово, очень хорошая статья! спс большое! wink


--------------------


№8 написал: Protexena (29 мая 2009 20:18)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.05.2009
интересная статья, познавательная. узнала что-то новое.


--------------------


№9 написал: andrey_res (29 мая 2009 21:19)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
Да, клише в литературе в последнее время повсеместно. Все чаще вспоминаю "набор для написания статей", который Бендер продал журналисту в "Золотом теленке". Может, разработать "набор для написания фентези" и продавать?

P.S. Интересный пост, спасибо ay


--------------------


№10 написал: Элис-драконица (29 мая 2009 23:41)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 20.05.2009
Клас!
Возьму на заметку.


--------------------


№11 написал: Люминор (30 мая 2009 06:46)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 5.05.2009
RinaSvobodnaya,

полностью согласна=)


№12 написал: LeaVay (30 мая 2009 09:54)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 2.05.2009
статья отличная. ay Только не кажется ли тебе, что через час своё произведение ты будешь воспринимать как своё и не сможешь войти в роль читателя?..а вот через месяц...


№13 написал: Люцефрана (31 мая 2009 11:57)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 15.04.2009
Яркий пример подобного безобразия – цикл «Хранитель Мечей» Перумова

А ещё Долина ледяного ветра Сальваторе.
Спасибо тебе большое Coorio , я ещё раз убедилась в правильности того, что я подумываю свои сюжетные линии очень досканально, хотя меня за это называют занудой. Я за рание знаю, чем кончится дело, придумываю прежде всего конец и от него отталкиваю начало.


--------------------


№14 написал: XDemon (5 июня 2009 15:32)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 6.05.2009
Интересная статья ay


--------------------


№15 написал: TeRanIka (25 июля 2009 19:34)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.07.2009
Писал это спец или оч злой на такое человек wink


№16 написал: Ничья дочь (27 июля 2009 00:16)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 25.04.2009
Ага
все верно
об этом еще Кинг в своей "Мизери" написал хорошо))


№17 написал: найти_себя (11 августа 2009 21:16)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
ета што типа книженций свихнувшийся прафесор саздайот сверх робота катор делаэт армию роботав и хочет захватить мир но ево астанавливает какойта парень или девушка и спасает мир и заодно находить любовь bully


--------------------


№18 написал: Blizzard (10 ноября 2009 09:25)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 31.07.2009
Я определение вики неправильно понял, и чуть не выкинул всю свою книгу)))


--------------------


№19 написал: Мудрый Гоблин (10 мая 2013 23:47)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 27.08.2012
Вообще-то в Древней Греции это еще было и аналогом спецэффектов, зрители намеренно ходили в театр чтобы посмотреть на "божественные громы и молнии".

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.