Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

Жанры Фэнтези. Часть 1

Дата: 2.06.2009
Категория: Полезное
  • 100


Сразу же оговоримся – для неискушенного читателя всё это разнообразие жанров, о котором здесь пойдёт речь – совершеннейшая чепуха. Фэнтези – это герои, рыцари и прекрасные дамы, драконы, эльфы и магия. Но мы ведь с вами читатели искушенные, не так ли? И нам противно, когда на нас клеят ярлыки. Мы постоянно слышим от друзей, знакомых, коллег: «Фэнтези, фу! Жвачка для мозгов! Сколько тебе лет? – Такой(-ая) большой(-ая), а всё сказки читаешь!». Тогда как на самом деле «сказки» эти бывают очень разные. Каждая со своей особенной жанровой спецификой.

0. ПРОТО-ФЭНТЕЗИ

Прежде всего, немного об истоках жанра. Каждому более или менее образованному человеку известно, что фэнтези появилась на свет благодаря Дж. Р.Р. Толкиену и его «Властелину Колец». Но это стереотип. «Властелин» действительно был первым произведением фэнтези, обратившим на себя внимание широких масс. Однако он был далеко не первым в этом жанре, и не появился «на пустом месте».
Необходимо понимать, что фэнтези как таковое — явление последнего столетия. Одно время было модно относить к фэнтези античные, полуисторические индоевропейские хроники и всякие авторские апокрифы к тем или иным мифологическим сказаниям. На мой взгляд это, мягко говоря, небрежно; так что их мы к фэнтези относить не станем. Своими корнями жанр действительно уходит в мифологию, эпос и рыцарский роман. Но первые произведения, которые уже можно отнести к фэнтези, вырабатывают уже собственный, самобытный набор архетипов. О них и поговорим.
В своей, ставшей уже «бояном» статье «Нет золота в серых горах», А. Сапковский в поисках истоков жанра отсылает нас к комиксам 1900-х годов, издававшихся в США на страницах карманных журналов. Однако, хотя эти комиксы и обладали некоторыми жанровыми характеристиками фэнтези, литературой их можно считать с большой натяжкой. Если же говорить, собственно, о книгах, то первопроходцем можно с уверенностью считать лорда Дансени (наст. имя – Эдвард Планкетт, барон Дансени). В 1905 году он издаёт сборник рассказов под названием «Боги Пеганы», повествующий о воображаемой стране Пегане, навеянной ирландским фольклором. Это ещё не совсем фэнтези – скорее развлекательное романтическое чтиво для детей старшего школьного возраста. Однако Дансени придумал собственный, самобытный мир, заселил его людьми, богами и сказочными существами, и выдумал для всего и вся оригинальные имена и названия. В цикл о Пегане также вошли более поздние произведения, такие как «Время и Боги» (1906), «Меч Уэллерана» (1908), «Истории Спящего» (1910). А в 1924 году Дансени издаёт «Дочь Короля Эльфов». Это первая книга, в которой эльфы предстают не весёлыми помощниками Санта-Клауса, и не маленькими шаловливыми «пикси» с крылышками – а красивыми, грациозными и мудрыми существами, наделенными волшебной силой и живущими в удивительной стране, куда закрыт путь простым смертным. Именно отсюда, простите за каламбур, «растут уши» у эльфов Толкиена.
Еще одним прото-фэнтези можно считать цикл Джека Вэнса «Умирающая Земля». Сборник включает в себя шесть рассказов, описывающих Землю далекого будущего, на которой наука давно умерла, уступив место магии как методу познания. Меланхоличные цвета и пышные конструкции, атмосфера увядания и декаданса, на фоне которой великие волшебники пытаются заново открыть утерянные секреты прошлого. Это первое произведение, где магия не чудесна, а воспринимается как нечто обыденное, а чародей – не более чем профессия. Именно у Джека Вэнса позаимствовали систему заклинаний создатели Dungeons & Dragons...

Ну что ж, с предтечами более или менее разобрались. Теперь перейдём непосредственно к жанрам. Классификаций тут существует несколько. Маститые критики по сей день спорят, что относить к фэнтези, и выдумывают всё новые и новые поджанры. Мы же, для простоты, выделим для себя «классическую» и «современную» классификации.
Итак, по «классической» классификации, фэнтези делится на:

1. ЭПИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ

Гигантские армии сражаются насмерть... Могучие маги обмениваются страшными заклятиями... От деяний героев зависят судьбы мира... Если вы читаете о чём-то подобном – перед вами, несомненно, эпическое фэнтези. На Западе к эпическому часто относят почти все фэнтези, ибо в основе его, в конечном счете, лежат тщательно или не очень переработанные мифы. Впрочем, справедливее считать первоисточником всего эпического фэнтези вполне определенный текст — “Властелина Колец”. На основе романа Дж. Р. Р. Толкина мы и попробуем вычленить формальные признаки эпического фэнтези.
Главный признак эпика — подробно выписанный фантастический мир. Одни авторы создают ворох дополнительного материала: карты, глоссарии, приложения. Другие рассыпают по сюжету массу мелких деталей, которые придают вселенной оттенок реалистичности. Еще один признак — сверх-идея о принципиальном противостоянии Добра и Зла. События могут поначалу выглядеть обыденно: государства развязывают своекорыстные войны, а вокруг трона плетутся интриги. Но постепенно читатель понимает, что борьба ведется не за богатство, не за власть и даже не за спасение невинной красотки от зловредного колдуна. Нет! Свет и Тьма сошлись в извечном споре, и его исход зависит от героев. Отсюда глобальная задача — Спасение с большой буквы. Спасают, как минимум, государство, чаще — мир, человечество, Вселенную.
Ключевым является и нелинейный сюжет. Автор не просто день за днем описывает путешествие героев — это как раз один из признаков фэнтези героического. В эпике обычно одновременно и параллельно происходит множество событий. Герои начинают совершать подвиги вместе, но ветры судьбы разносят их в разные стороны. И перед читателем оказывается несколько историй, сплетенных в общий клубок интриги.
И, наконец, масштабность описываемых событий. Перед нами не квест героя по доставке шкуры Золотого Козла из пункта А в пункт Б. Масштабность проявляется во всем. Географически — действие охватывает страну, континент, весь мир, несколько миров. Хронологически — приключения героев затягиваются на месяцы, годы, века. Количественно — персонажи не просто убивают одного дракона, демона или орка, счет идет на десятки и сотни. Ситуационно — гигантские армии сходятся в яростных битвах, могучий магический смерч проносится над миром, поднимает голову Вселенское Зло.
Классическими произведениями эпического фэнтези являются: вышеупомянутый «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкиена, «Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин, «Хроники Амбера» Р. Желязны. Среди других примеров жанра стоит отметить цикл «Шаннара» Терри Брукса, сериалы «Колесо времени» Роберта Джордана, “Песнь Льда и Пламени” Джорджа Мартина, «Меч Истины» Терри Гудкайнда, творения Робин Хобб, Теда Уильямса и Рэймонда Фэйста. Особняком стоит «Ведьмак» А. Сапковского – это своеобразный «гибрид», где героика постепенно переходит в эпик.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для написания статьи использовались материалы с сайта Мир Фантастики
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: Meril_Gelebren (2 июня 2009 20:59)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.04.2009
хороший, грамотно сделанный пост!


--------------------


№2 написал: Shermah (2 июня 2009 22:02)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.04.2009
Эм. А не проще ли кинуть ссыль на статью? Там и картинки есть.
Кажись читали.


--------------------


№3 написал: andrey_res (2 июня 2009 22:51)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
Познавательно, спасибо ay
"Свет и Тьма сошлись в извечном споре, и его исход зависит от героев" - вот от этого штампа в современном фентези меня уже мутит at . Все такое помпезное, вычурное, и все более занудное. Когда становится и вовсе худо - достаю классику winked . Кстати, к одному из первых образцов фентези я отнес бы "Страну Оз" Баума. Или она будет в следующих частях?


--------------------


№4 написал: Danga (2 июня 2009 23:44)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 31.03.2009
Спасибо, прочитала с удовольствием и жду следующую часть.


--------------------


№5 написал: Kin-Ra (3 июня 2009 00:48)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.04.2009
О, здорово) жду вторую часть, пост очень интересный! winked wink


--------------------


№6 написал: andrey_res (3 июня 2009 09:35)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
2 Coorio Простите, не понял. Русский отредактированный перевод первой части "Страны Оз", в котором даже не упомянут первоисточник - считать образцом? Мягко говоря, странно. Знаю, что 2 и 3 книги он писал уже сам, но плагиат все еще прописан в УК.


--------------------


№7 написал: Дейна (3 июня 2009 11:19)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.03.2009
Очень классно! мне понравилось! Жду продолжения! ay


№8 написал: andrey_res (3 июня 2009 19:11)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
2 Coorio да что вы, какие обиды winked . Если бы у меня содрали и не признавались - я был бы злой. А так... этих споров хватает. Я, например, считаю, что "Эльфийский клинок" и "Черное копье" Перумова выписаны куда лучше "Властелина колец". (ох, сейчас начнется... интересно, минус 100 наберу на этом сообщении? bk )


--------------------


№9 написал: andrey_res (4 июня 2009 22:11)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
2 Сова читал, в том числе, и оригинал. Действительно, лучше чем переводы, не спорю. Однако остается, для меня, слабое место - мотивация. Великие герои от великого, видимо, ума, идут воевать с не менее великим злом. Переписанная и скомбинированная мифология. У Перумова герои более приземлены, их побуждения и их самих легче понять. Точно также, "Черная книга Арды" зацепила меня куда сильнее "Сильмариллиона"
.


--------------------


№10 написал: найти_себя (12 августа 2009 13:38)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
а што нет фентези где главний герой всех убивает патом он сам умирает от меча своей вазлюбленой и она сама убивает себя з горя pirate dolf_ru_029 малилась ли ты нанач дездемона aq


--------------------


№11 написал: Anastasiy (7 октября 2009 19:35)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 26.08.2009
Замечательно!

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.