Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

Жанры Фэнтези. Часть 4

Дата: 5.06.2009
Категория: Полезное
  • 100


Начало статьи:
Жанры Фэнтези. Часть 3
Жанры Фэнтези. Часть 2
Жанры Фэнтези. Часть 1

6. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ

Давайте представим себе, что мифы и верования разных народов и эпох были не просто мифами, а имели реальное физическое воплощение. Геракл действительно совершил 12 подвигов, Беовульф действительно победил Гренделя, а Соловей-Разбойник под чутким руководством Бабы-Яги действительно вставлял палки в колёса Илье Муромцу.
Если в более или менее адекватный исторический антураж вплетаются мифологические элементы – перед нами, безусловно, мифологическое фэнтези. Американский писатель, критик и редактор Терри Уиндлинг определил мифологическое фэнтези как жанр, в котором привычный для фэнтези героический квест заменяется историями, тесно связанными с легендами, балладами и другим фольклором, а внутренние переживания героев важнее схваток с демонами или драконами.
Мифологическое фэнтези вплетает традиционные мифы разных народов в ткань вторичной реальности, и переосмысливает традиционные мотивы персонажей, которые были рождены человеческим воображением столетия назад.
Самый распространенный прием мифологического фэнтези — творчески переработать традиционный сюжет. Примером могут служить книги популярного отечественного автора Генри Лайона Олди. Скажем, трилогия «Черный Баламут» — художественное переложение древнеиндийского эпоса «Махабхарата». По схожей схеме — классический миф пересматривается по воле автора — с изменением изначального смысла событий созданы романы «Мессия очищает диск», «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта». Древневосточные и античные мифы лежат в основе циклов «Минотавр» и «Меллона» Томаса Бернета Суонна, «Троя» Дэвида Геммела, романов «Битва титанов» Алана Дина Фостера, «Поддельный меч» Эванджелины Уолтон, «Царь Гильгамеш» Роберта Силверберга и многих других.
Весьма популярна у фантастов мифология древних скандинавов. Ее активно использовал Пол Андерсон: «Сломанный меч», «Сага о Хрольфе Жердинке», «Демон острова Скаттери», «Война богов». Свою версию финского эпоса «Калевала» написал американец финского происхождения Эмиль Петайя. В таких произведениях современный автор служит своеобразным толмачом классического мифа.
Впрочем, иногда авторы используют традиционную мифологию лишь как фон, на котором действуют их герои. Так поступила Элизабет Бойе в объемном цикле о мире Скарпсея, где обитают существа скандинавской мифологии — альвы, огненные йотуны, тролли, драконы, альвоторны... Иную сторону привычного мифологического конфликта англосаксонского эпоса показывает Джон Гарднер в постмодернистской фантазии «Грендель». Да, Беовульф, конечно, великий герой, но кто-нибудь интересовался мнением чудовища Гренделя по поводу произошедшего? Нет, сразу начали мечом пыряться...
Славянские мифы тоже пользуются спросом среди авторов фэнтези. С отечественными писателями — дело понятное, у нас даже есть целое направление, именуемое «славянским фэнтези», где мифические элементы активно используются. Но и западные авторы обращаются к нашей мифологии. Цикл Кэролайн Черри «Славянские хроники» повествует о превратностях судеб несчастных русалок, без конца страдающих от трагической любви и людского жестокосердия. Питер Морвуд в цикле «Князь Иван» использовал чуть ли не все привычные архетипы древнерусских сказок — Кощей, Жар-Птица, Спящая Царевна. А Орсон Скотт Кард перенес американского аспиранта в сказочную Киевскую Русь, где тому предстоит намылить холку Бабе Яге (роман «Чародейство»). Правда, представления о древнерусской мифологии, истории и обычаях у западных авторов весьма специфические. Поэтому русским духом там не пахнет, а скорее, сомнительно попахивает...

7. ГОРОДСКОЕ ФЭНТЕЗИ

Добро пожаловать в наш привычный мир, обитатели которого заняты будничными делами: ходят в школу или на работу, просиживают штаны перед телевизором или в баре, бродят по магазинам. Как вдруг, будто гром среди ясного неба, происходит Нечто — небывалое, невероятное, волшебное. По улицам современного мегаполиса неземным видением проносится единорог. В ухоженном заповеднике находит убежище огнедышащий дракон. В заплеванных закоулках городских трущоб выходит на кровавый промысел вампир. А в вашей серебряной сахарнице, доставшейся еще от бабушки, поселяются феи. И вообще, внезапно выясняется, что современный мир — лишь внешняя декорация, за которой скрывается древнее магическое царство.
Большинство подобных книг строится на показе сосуществования радикально отличных друг от друга миров: повседневного и волшебного. Для этого авторы современных фантазий используют несколько основных приемов, с которыми мы и познакомимся.
Первый приём – концепция «уходящей магии». Когда-то магия пронизывала естество нашего мира насквозь. Однако минули века, и человек — где естественным, а где и насильственным путем — избавился от соседства с волшебными существами и народами. Некоторые сгинули незнамо куда, другие ушли в неведомые дали, но кое-кто кое-где отсиживается до сих пор.
Как, например, остроухие коротышки-эльфы, нашедшие до поры приют в подвалах Мидвестерновского университета, расположенного в славном штате Иллинойс. Но старую библиотеку, под которой устроились эльфы, собираются сносить – и не вмешайся в дело потомственный ирландец, студент-лоботряс Кейт Дойль, вряд ли удалось бы сказочным созданиям выбраться из передряги («Прикладная мифология» с продолжениями Джоди Линн Най). Кроме эльфов, фей, лепреконов, брауни и прочих представителей «малого народца», по углам современной цивилизации ютится немало иной чудесной живности. Кого только не встретишь на канадских просторах — посреди лесов, на маленьких фермах и даже в больших городах. Об их житье рассказывает один из ведущих мастеров «современного фэнтези» — канадец Чарльз Де Линт. Многие его книги относятся к городской сказке, ибо их действие разворачивается в больших современных городах, таких как Торонто или вымышленный Ньюфорд, списанный с Оттавы. Магия здесь незримо соседствует с обычной жизнью...
Другой приём, используемый авторами городского фэнтези – концепция «тайного города». Современный город из стекла и бетона, по улицам которого носятся зловеще сверкающие хромированные монстры, исторгающие из себя клубы зловонного дыма, — до боли знакомая картинка, не правда ли? Казалось бы, откуда здесь взяться волшебству? Но присмотритесь! Развалившийся на скамейке субъект абсолютно никчемного вида, вяло греющийся на солнышке, — на самом деле могущественный маг, стоящий на страже Пространства и Времени («Волшебник с Четвертой улицы» Саймона Хоука). Уличный музыкант может оказаться великим бардом, постигшим чародейство эльфов («Бард из Бедлама» Мерседес Лэки). Преуспевающий писатель любовных романов — древним вампиром («Цена крови» Тани Хафф). Склочные соседи — семейкой мрачных колдунов («Скрытый огонь» Джонатана Страуда). А благотворительная организация Крестных Матерей — прикрытием магической корпорации, противостоящей злокозненной Гильдии Демонов («Волшебный контакт» Евы Ибботсон).
Короче, не верь глазам своим: в современном городе не все то, чем кажется. По улицам Москвы бродят Иные, для которых люди — лишь источник жизненной энергии (цикл Сергея Лукьяненко «Дозоры»). Да и сама Москва, как и другие крупные города, лишь фасад, за которым веками скрываются тысячелетние поселения нечеловеческих обитателей (сериал Вадима Панова «Тайный город»).
Стоит нам лишь на минуту отвлечься от затуманивших голову привычных мыслей — о деньгах, футболе, выпивке, работе, шмотках — и внимательнее приглядеться к набившим оскомину вещам... Свернуть не туда... Замедлить шаг... Чтобы оказаться в каком-нибудь странном месте, где никогда не бывал раньше. Например, в Задверье — подземном чреве Лондона, где обитают ангелы и монстры, — или обнаружить живущих по соседству самых настоящих древних богов («Задверье» и «Американские боги» Нила Геймана). Повстречать Бессмертных, ожесточенно рубящих друг другу головы, ибо «остаться должен только один!» (мир «Горца»). Столкнуться нос к носу со внезапно ожившими мифическими созданиями («Горгульи Святого Патрика» Кэтрин Куртц). А может, просто подвезти случайных попутчиков и, поддавшись на настойчивые уговоры, устроиться на работу в НИИ, расположенном в тихом провинциальном среднерусском городке? А там оказалось такое, что и не во всякой сказке скажется («Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких)...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для написания статьи использовались материалы с сайта Мир Фантастики
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: XDemon (5 июня 2009 16:01)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 6.05.2009
Как всегда интересная статья, ждем продолжения wink


--------------------


№2 написал: kobrasa (5 июня 2009 19:02)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.04.2009
интересненько


--------------------


№3 написал: Kin-Ra (5 июня 2009 19:21)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.04.2009
Про городское фэнтези интересно было почитать.. спасибо! ay


--------------------


№4 написал: Астра (5 июня 2009 19:35)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 31.03.2009
спасибо ay


№5 написал: andrey_res (5 июня 2009 23:01)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
Познавательно ay Интересно, а к какому подвиду отнести "Чародея с гитарой" Алана Дина Фостера? Начинается как "городское фентези" по этой классификации, а затем bk


--------------------


№6 написал: Zvenislavka (6 июня 2009 00:49)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 16.05.2009
как всегда отличный пос)


№7 написал: Элис-драконица (6 июня 2009 22:31)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 20.05.2009
Круто!


--------------------


№8 написал: Danga (9 июня 2009 13:14)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 31.03.2009
Спасибо за инфу.


--------------------


№9 написал: найти_себя (11 августа 2009 21:04)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
я то так интересавался фентези но да падробнастей руки не дахадили ну может гдета што та заинтирисуюсь то докапаюсь до глубини но ета очень редка спасиба автору


--------------------


№10 написал: найти_себя (12 августа 2009 13:30)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
вижу умели писать пост


--------------------

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.