Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

Фехтование в фэнтези

Дата: 18.06.2009
Категория: Полезное
  • 100


Целью данной статьи является помощь авторам жанра фэнтези в боевых аспектах. Источник - здесь .

1. Герой и его "железка".

Создал он существо, дал ему в руки оружие и сказал: "Это хорошо!"
А действительно ли хорошо? Ясное дело, что для разных жанров фэнтези нужны протагонисты разной крутизны. Все упирается в процентное соотношение боевой составляющей к остальному тексту. Однако есть общие косяки, которые допускают и новички, и опытные мэтры своего дела. Давайте рассмотрим самые частые:

- Герой, кто бы он ни был, вряд ли сможет стать мастером какого-либо стиля фехтования за год или два. Даже врожденный талант и превосходные данные требуют длительной огранки и ПРАКТИКИ (т.е. реального боя).

- Восхищение мечом, его эротичным изгибом гарды и блестящей поверхностью клинка оставьте при себе. Поймите одно, даже в псевдосредневековье МЕЧ - это просто оружие для УБИЙСТВА. И точка. Воин, разумеется, относится с почтением к своему оружию. Но не доводит это до фарса.
Частный случай: когда к герою попадает МЕГАмеч, а он в деле фехтования профан (например "Дочь похитительницы снов" М. Муркок), поэтому и тащится, как кот от валерьянки. Тут - да, можно оргазмировать на полную катушку. =)

- Не мешайте "горячее" с "холодным". Двуручный меч легкий как перышко теряет ровно столько, сколько приобретает от подобного "колдунства". Даже если кто-то применит "грамотный" изврат с балансировкой - результат тот же.

- Вышесказанное справедливо и для школ фехтования. НЕТ всеядного оружия! То, что вы можете сделать на сабле, становится невозможно на длинном мече и наоборот.
Один из примеров подобного смешения (кстати, в чем-то успешный, так как бредовость идеи смогли обнаружить далеко не все читатели) это "Ведьмак" уважаемого пана Сапковского: орудовать полуторным мечом то как катаной, то в шпажном стиле, не гнушаясь даже использовать термины фехтования позднего средневековья - это сильно!

- Не стоит изгаляться с методом ношения оружия. Да-да, пресловутые двуручи в ножнах за спиной и иже с ними. В боевом отношении принцип "подальше положишь - поближе возьмешь" не работает.

- Выбирая оружие и стиль для своего возлюбленного чада, руководствуйтесь не только личными предпочтениями, но и логикой. Хоббиту не стоит давать в руки фламберг. Щуплому эльфу-батану будет непросто поднять огромную секиру минотавра и все такое. Ну а здоровяк аля Арнольд или Сталлоне почувствует себя обделенным со стилетом эпохи Ренессанса.

Таким образом, что нам нужно? Четкие характеристики героя, желательно иметь подходящий прототип в виде живого человека, а совсем хорошо - фехтовальщика с приличным стажем и свободным временем. Далее выбирайте оружие подстать, НО учтите, что нужно будет покопать материалов по техникам и посмотреть тонну видео в Интернете после того, как выберите "железку". Даже если у вас есть солидный опыт в деле фехтования, будет лишний повод узнать что-нибудь новое.

2. Выбор пути.

Прежде всего, стоит решить, чем наш герой будет выделяться из толпы рубак и какие цели преследовать в бою.

NB: Разумеется, перед этим нужно определиться с тем, кем он начинает: новичком, искушенным или признанным мастером.

Выбирая стиль фехтования и оружие, не забывайте про "косяки" и физические данные вашего персонажа!
Теперь о насущном. Если герой действует в боевом фэнтези, тогда старайтесь выбирать так, чтобы стиль имел большой арсенал приемов, потому что повторение из раза в раз одного и того же по ходу повествования будет смотреться блекло. Вообще, насыщенные боевки не повредят любому жанру. Соберите необходимую информацию и начинайте творить.
В мире фехтования можно стать непобедимым не только техникой, но и свойствами собственного тела (быстрота, ловкость, сила), а также головой: хитрость, коварство и "грязные" трюки.
Оставляйте герою пластичность и простор для совершенства, так как по ходу написания вы можете параллельно найти что-нибудь стоящее.
Оружие и стиль боя сами по себе многое говорят о герое. В Китае с древних времен считалось, что познать человека лучше всего можно в бою. Поэтому не стоит давать душой и сердцем благородному паладину церемониальный крис или кусаригама, а вору и убийце - сияющий бастард с гравировкой "Во имя отца, сына и святого духа! Аминь". Каждому свое. =)
Возвращаясь к технической стороне вопроса, стоит отметить, что есть оружие, которого стоит избегать. Особенно если вы хотите одарить им до конца книги главного героя, или персонажа, который постоянно на виду. К таким можно причислить всевозможные ножи и кинжалы, из-за скоротечности боя, и алебарды, с их шестью-семью ударами и сложностями в описании приемов, если речь идет о китайских типах этого оружия.

Перечень частых "подводных камней":

- Изобретая собственный стиль, вы сильно повышаете риск криво повторить уже существующие.

- Смешивая различные стили, есть большой шанс пополнить коллекцию "косяков".

- Плохо собрав сведения о школе фехтования, вы можете недооценить или переоценить некоторые удары, что в любом случае скверно, так как вы упустите многие жемчужины, что могли бы украсить ваше повествование.

- Поменьше сталкивайте в поединках несуразные комбинации оружия, стилей и противников. Китайская "гэ" или "бо" в стиле ушу против парных кукри в вариации капоэйры - это жесть!

- Хорошо изучите матчасть, чтобы на разрубать катаной латника в полном готическом доспехе и не пронзать копьем кулачный щит викинга.

- Описывая бой, не устраивайте игру в "попрыгушки" толкиенистов с палками из ближайшего леса, когда "мечи" еле касаются друг друга кончиками. Используйте весь арсенал ударов оружием, руками и ногами, а также клинчи, сцепки, захваты, перехваты и т.д. Лишне говорить, что зона поражения должна быть максимальной. В конце концов, Ахиллеса заколбасили ударом в пятку. Только не переусердствуйте с этим!

- Одинаковых противников НЕ БЫВАЕТ.

3. В бой!

Итак, стиль выбран, оружие начищено до блеска, герой горит желанием всех убить и остаться в полном одиночестве.
Занимаясь выписыванием боевок, стоит помнить, что это ВЫ, уважаемый автор, сидите в удобном кресле перед компьютером или печатной машинкой с чашкой кофейку. Ваш же герой смотрит в глаза смерти, кровь его кипит в жилах, адреналин сносит башню, а чувство самосохранения рвет и мечет. Поэтому четко представляйте уровень накала страстей и не загибайте диалоги в пару страниц посреди жуткой бойни, как это делал профессор Толкиен, дополняя все дело лихо закрученной риторикой. Тоже относится и к описаниям. В горячке боя своих от чужих отличаешь с трудом, а уж наслаждаться пением птиц и видами природы посреди трехэтажного выражения эмоций и оглушительного звона стали очень затруднительно.
Существует ОРГОМНОЕ количество состояний в бою, которые были выведены в разное время в разных точках нашей планеты. Поэтому будет здорово, если расскажите хотя бы о том, которым пользуется ваш герой. Например: берсеркерский рейдж, самурайский "бой пустоты" и т.д.

Несмотря на то, что живучесть людей очень различается от экземпляра к экземпляру, стоит изучить анатомию и просветиться в области болевого порога и кровопотери.

NB: были прецеденты, когда человек после удара ножом в сердце смог убежать от грабителей и прожил целых четыре дня.

Для массовых боев начитайте материал по тактике различных родов войск, также об артиллерии интересующего периода. Старайтесь реже запихивать главного героя в ситуации невыгодные для его тактики боя, иначе будет затруднительно объяснить, как он так долго прожил.

Методика для написания дуэлейпоединков:

-- Создайте противника с определенным стилем, особенностями и оружием. Противопоставьте все условия вашему герою.
-- Потратьте время и решите созданную задачу (избегая удачи, "роялей", неожиданной "кавалерии" из кустов и просто грома с небес).

Как решать задачу? Вот несколько идей навскидку:

- Преимуществом оружия (двуручником одним ударом закопать маньяка с кинжалом, или проворно подскочить со спины к латнику и засадить стилет в ближайшую щель в доспехах)

- Особенностями техники (лазейки в защите, обманные движения - финты, контратаки, рипосты и прочее)

- Отравленным клинком.

- Скрытым оружием.

- Физической выносливостью (тупо загонять).


Если ваш герой один, а противников несколько:

- Помните о трех правилах!
1) Правило человеческой глупости - противники никогда не будут действовать настолько же слаженно, как один человек.
2) Правило человеческого страха - каждый из противников не хочет оказаться на "вертеле".
3) Правило человеческой лени - каждому хочется, чтобы его работу сделал другой.

- Не забывайте, что каждый из противников двигается с разной скоростью. Поэтому бегаем и выманиваем по одиночке.

- НЕЛЬЗЯ: давать себя окружить и встречать в лоб строй врагов.

- Хорошо бы использовать любую позицию, дающую стратегическое преимущество и ограничивающую подвижность группы врагов (баррикаду, узкий коридор или лестницу и т.д.)

Для описания одоспешенного боя четко выберите тип этого самого доспеха, только не ударяйтесь в крайность, иначе будет трудно подобрать "нож" для вскрытия навороченной вами "консервной банки". Изучите матчасть. И запомните, что там, где много доспехов, меньше остается от фехтования.

Что касается магического оружия, не советую ударяться в сальваторовские убойные откровения. Если, все же, очень хочется, то помните, что придется хорошенько проанализировать те реалии, которые создают на поле брани зачарованные клинки и как они изменяют рисунок боя. Также примите к сведению, что на всякое действие есть противодействие. То есть противники героя с магическим клинком не будут постоянно умирать от его мегарулеза, а, скорее всего, отступят и станут искать нетривиальное решение проблемы. =)

И, напоследок, про...

4. Термины.

Ну кому же не хочется завернуть что-нибудь ЭДАКОЕ?! Скорчить из себя знатока и профи! В конце концов, отчитаться о проделанной работе по немецкому учебнику лангшверда 15 века или "Книге Пяти Колец" пресловутого Мусаси!
Ради бога!
Если вас не достанет с определенной периодичностью клепать сноски на каждый термин, потому что одной где-то там, в первых абзацах, будет рядовому обывателю МАЛО, чтобы запомнить. Дело ваше.
Используя термины, действуйте осторожно. Не берите на вооружения те, что включают в свое описание пару абзацев (например "удар красных листьев" Миямото Мусаси). Также избегайте ОБЩИХ терминов.
Если хватит фантазии, изобретите названия для ударов, особенно если смешиваете несколько стилей (чтобы хотя бы на слух они звучали как из одного языка). Но в описаниях боев старайтесь самые простые удары обозначать доходчиво, без терминов, а сами термины приберегать при сложном описании, скажем, контратаки. В таком случае термин поможет сэкономить место и не раздувать и без того массивное описание.

В заключение добавлю, что также осторожно следует поступать с названиями оружия. Например: "меч девяти колец" или "метла ведьмы". Потому как такие названия появились не на пустом месте, и имели свою историю для конкретной страны и конкретного времени.

=====================================================

Ну а теперь, когда мы поумничали, представляю на ваш суд описание поединка из моей собственной книги. Образцом не считать ни в коем случае, ибо ошибок здесь, должно быть, пруд пруди smile Но куда же без примеров, поэтому...

...Оба клинка, повинуясь мысленной команде их обладательницы, выпрыгнули из ножен и оказались у неё в руках. Не раздумывая, Карина с разбегу прыгнула в сторону лишу, и кувыркнувшись в воздухе, обрушила на него двойной рубящий удар. Лиандер откатился в сторону, на ходу снимая с пояса шарны. Карина, приземлившись, пригнулась, уходя от атаки лишу, и провела круговой секущий левой ногой. Лиандер подпрыгнул, и тут же, с довольной ухмылкой на лице, буквально растворился в воздухе… чтобы в тот же миг появиться у неё за спиной и выбросить вперёд руку с одним из своих лезвий. Шарн со свистом рассёк воздух в нескольких сантиметрах от уха Карины, после чего последовала повторная атака с левой, которую, впрочем, эльфа уже контролировала. «Вот, значит, как мы умеем», пронеслась в голове мысль, в то время как руки и ноги работали в ритме непрерывного танца, каждый раз чудом уходя от сверкающих изогнутых лезвий противника.
Кувыркнувшись назад, эльфа резко выпрямилась, и по-новому, с некоторым уважением посмотрела на лишу. Бой прервался – они стояли друг напротив друга, перекидываясь оценивающими взглядами.
- Фэро! – тихо произнесла Карина, и оба её клинка озарились слабым голубоватым свечением.
Лиандер в ответ лишь улыбнулся своей белозубой улыбкой, и в ту же секунду, с какой-то неестественной быстротой, кинулся на неё.
Казалось, он был повсюду. Удары обрушивались справа, слева, из-под низу, с нескольких мест одновременно. Карина еле-еле успевала парировать, её спасало лишь то, что сияющие наэры сами угадывали, с какой стороны последует очередной удар… Внезапно шквал прекратился, и лишу материализовался из воздуха на своём прежнем месте, в десяти шагах от неё. Карина заметила, что дыхание его участилось, а на лице и теле проступили капли пота. Резко выдохнув, она приняла боевую стойку, и мелкими шажками, медленно набирая скорость, двинулась на противника. Теперь ритм танца задавала уже эльфа, и это был именно танец, поскольку каждый его пируэт, каждый выпад, разворот и отскок безупречно вписывался в общую гамму.
Но лишу не поддавался...

При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: Kelly Majer (18 июня 2009 14:23)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.04.2009
Ого, а я и не знала


--------------------


№2 написал: Estel Elerrina (18 июня 2009 14:24)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 28.04.2009
Ну...так как я в холодном оружии "ни бум-бум",что называется,поэтому кое что не поняла,а так очень интересно smile


--------------------


№3 написал: Samaire (18 июня 2009 14:31)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.03.2009
Статья очень понравилась, безусловно, для многих авторов это будет интересно и познавательно. Но я , например, в своих рассказах стараюсь оружие использовать как можно меньше, так как категорически не умею описывать (и про том красиво!) бои. Обычно использую магию, ну и только в краайнем случае... Согласна с тем пунктом, что за два года, каким бы гибким и сильнвм ты ни был, оружием владеть не научишься, будь ты даже супер-героем с горой мышц. Но больше всего умиляют "волшебные" мечи, при помощи которых герои ОЧЕНЬ многих книг за неделю учатся овладевать этим оружием. Или тонкая и хрупкая девушка, за неделю-две осваивающая основные приемы и свободно выдерживающая бой с десятью кем-то там... В общем, спасибо за статью)))

Кстати, никто не объяснить моей неграмотной, но любознательной персоне, что такое: "Китайская "гэ" или "бо" в стиле ушу против парных кукри в вариации капоэйры - это жесть!" Я когда прочла, думала, что челюсть так и останется на полу...


--------------------


№4 написал: Samaire (18 июня 2009 15:03)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.03.2009
Coorio,

Спасибо за разъяснения))))


--------------------


№5 написал: Marcus (18 июня 2009 15:05)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 1.03.2009
Статья для самых-самых чайников. fellow


№6 написал: Kin-Ra (18 июня 2009 16:59)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.04.2009
Спасибо автору огромнейшее, в закладки, мне пригодится для будущего рассказа! wink ax


--------------------


№7 написал: andrey_res (18 июня 2009 20:40)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
Спасибо, познавательно book
Во многих книгах во время боев излишне пафосные сцены - герои не умирают, пока не скажут что хотели.
К тому же героя с "супер-мечом" пристрелят с почтительного расстояния, воспользовавшись арбалетом luk bk


--------------------


№8 написал: Рэйвен (19 июня 2009 15:13)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 27.05.2009
Хорошие, конечно, советы... но думаю, что большинство из них уж очень расчитаны на "тугодумость" автора. Думаю, если автор сам понимает, что в оружии не силен, и стилет от фальшиона не отличит, то лучше бои вообще не описывать, иначе вместо трагизма и накала страстей - будет лишь смех со стороны читателей. Упоминать о них вскользь.

Любому писателю нужно иметь чувство "нормы" и смекалку, когда даже чайник в оружии, способен такими метафорами описать бой, что останеться лишь рукоплескать ему. И читатели получат больше вчеталений, чем читая абзацы текста, где рассказывается кто кому и сколько различных ударов нанес, и как все они назывались.


--------------------


№9 написал: Йавана (19 июня 2009 16:38)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 13.06.2009
Огромное спасибо!!! wink Как раз пишу книгу, без таких драк не обойдётся.А тут есть материал, как описывать битву?


--------------------


№10 написал: Тресса (21 июня 2009 00:08)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 14.05.2009
Спасибо, автор...


--------------------


№11 написал: Valentinka (23 июня 2009 21:25)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 22.04.2009
сПАСИБО! А то я всегда стопорилась на описании боя


№12 написал: Михаэль фон Барток (27 июня 2009 13:32)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 27.06.2009
полезно!
я подстраховался :)
герой у меня амбал примерно 195 см. ростом и 130 кг. весом, и с 13 лет ничем кроме боевых искусств не занимается.
натурально, сначала лет до 20 был солдатом (в пехоте, в отряде намников), потом подался в "мастера меча", то есть участвовал в поединках за деньги, выступал за одну из сторон на "божьих судах", просто для выяснения "кто круче" с другими такими же профи дрался, несколько стран исколесил с такими "турне", участвовал в трех войнах, причем его нередко выставляли на "предварительные"
; поединки с лучшими бойцами противника, а потом открыл школу, в которой учит фехтованию и рукопашному бою молодежь.
так что нет вопросов, почему он с подавляющим большинством соперников расправляется "на раз-два"...
самое любимое оружие - тяжелый полутароручник, хотя умеет орудовать и большим фламбергом.
при этом он если честно подслеповат, из лука не то в птицу на лету, в стоящего слона не попадет.


№13 написал: Algriph (28 июня 2009 19:56)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 18.05.2009
book


№14 написал: Esper (16 июля 2009 19:18)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 12.07.2009
Очень интересно, а главное полезно) автору спасибо book


№15 написал: flamelit (27 июля 2009 04:25)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 26.07.2009
В оружии разбираюсь не плохо, вернее это моё хобби. Теперь по тексту, Браво luk прямо в цель, еще пару названий (пируэты, прыжки, удары само собой), и перед нами надежда, пускай далекая,но надежда на создание "Нового ведьмака", Дзирт Сальваторе отдыхает fa


№16 написал: найти_себя (11 августа 2009 20:32)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
спасиба автору за пост 5 балов

п


--------------------


№17 написал: Драколинга (25 сентября 2009 21:53)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 25.06.2009
а профессора не стоило упоминать. он мэтр и с ним даже можно не пробовать спорить. кто его знает, как было в его мире...

Согласна...наполовину.

Статья очень приятная во всех отношениях. И легко читается, и достаточно хорошо воспринимается. Хотя с азиатскими штучками действительно - переборчик... el
Кое-что взяла на заметку, пригодится. Спасибо автору lg


--------------------


№18 написал: Blizzard (10 ноября 2009 09:19)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 31.07.2009
Эх... в свое время тоже все это скурпулезно изучал... А потом понял, что рядовой читатель на это как раз мало внимания обращает. он конечно может ухмыльнуться, что вот де, что чел двуручником вытворяет, но и забудет об этом на следующем диалоге.


--------------------


№19 написал: Rhea (18 января 2010 22:18)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 6.09.2009
Отличная статья. Для меня особенно полезная... )


--------------------


№20 написал: Gudwin (26 марта 2010 05:35)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 25.03.2010
Спасибо огромное, это будет полезно.


--------------------

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.