Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры

Дата: 4.09.2009
Категория: Интересности
  • 100


Мауриц Эшер (уменьшительное нидерл. Mauk — «Маук») родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. Его родителей звали Джордж Арнолд Эшер (George Arnold Escher) и Сара Адриана Глейхман-Эшер (Sarah Adriana Gleichman-Escher, вторая жена Джорджа, дочь министра), Мауриц был их младшим сыном (у него было четыре старших брата, Беренд и Эдмонд от первого брака отца, Арнолд и Ян от второго). Семья жила во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери статхаудера Виллема IV. Сейчас в этом дворце открыт музей керамики, во дворе которого стоит стела с изразцами, выполненными Эшером.

«Princessehof», Леуварден, старая фотографияВ 1903 году семья переехала в Арнем, где с 1907 года мальчик некоторое время учился столярному делу и музыке, в возрасте семи лет он год провёл в детской больнице в приморском городе Зандвоорт для улучшения слабого здоровья. С 1912 по 1918 годы Мауриц учился в средней школе. Хотя с раннего возраста он проявлял способности к рисованию, его успехи в школе были весьма посредственными (в числе прочего, он провалил экзамен и по рисованию). В 1916 году Эшер выполняет свою первую линогравюру, портрет своего отца Дж. А. Эшера.

"Автопортрет"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


В 1917 году семья Эшеров переехала в Остербек (пригород Арнема). В то время Эшер и его друзья на протяжении нескольких лет увлекались литературой, Мауриц писал стихи и эссе. Эшер совершенно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). По мнению исследователя его творчества Ханса Лохера, Эшера привлекала возможность получения множества оттисков, которую предоставляли графические техники, так как его уже в раннем возрасте интересовала возможность повторения образов.

В 1921 году Эшер с семьёй посетил Северную Италию и Французскую Ривьеру. Он впервые побывал за границей и получил возможность познакомиться с искусством итальянского Возрождения, которое произвело на него сильнейшее впечатление. Он рисует оливовые деревья, начинает эксперименты со сферами, зеркалами. Первой печатной работой, проданной большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам). Уже в этой книге начинают появляться мотивы, характерные для позднего творчества Эшера, как, например, искажение пространства в его автопортрете в сферическом зеркале.

В апреле 1922 года Эшер с двумя друзьями уезжают в Италию, где к ним присоединилась сестра одного из друзей. По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много» (Эшер всю жизнь был заядлым курильщиком). Два его друга возвращаются из Флоренции в Нидерланды через пару недель, так как у них закончились средства, и дальше Эшер едет в Сан-Джиминьяно. Он рисует Вольтерру и Сиену, впервые видит флуоресцирующее море, всю весну 1922 года проводит за городом, рисуя пейзажи, растения и насекомых. Посетив также Ассизи, Равенну, Венецию, Падую, и Милан, в июне Эшер возвращается в Остербек с намерением окончательно переехать в Италию. Вернувшись в Италию, он с ноября поселяется в Сиене, где в августе 1923 года проходит его первая персональная выставка. Здесь художнику удалось продать одну работу. С ноября 1923 года Эшер живёт в Риме. До 1935 года он каждый год путешествовал по Италии не меньше двух месяцев, посетив Сицилию, Абруцци, Кампанью, а также Корсику, Мальту и Тунис. В этот период он создал множество пейзажей, в перспективе которых уже угадываются будущие геометрические опыты художника.

"Три мира"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Джеттой (Джулией) Умикер (нем. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабино под Москвой). Мауриц объяснился с ней в последний момент, когда семья девушки уже почти уехала домой, в Швейцарию; они были помолвлены, а 12 мая 1924 года сыграли свадьбу в Виареджо, в Италии. В свадебное путешествие они едут в Остербек, останавливаясь надолго по дороге в Генуе, Аннеси, Париже и Брюсселе, а затем возвращаются жить в Италию и покупают недостроенный дом в Фраскати, около Рима. С октября 1925 года они переезжают в этот дом. 16 октября брат Эшера Арнольд погиб в горах в Южном Тироле; художник был вынужден посетить место для опознания тела. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения».
В Риме в июле 1926 года у пары рождается сын, Джордж. Второй сын, Артур, родился в 1928 году.

"Сверху и снизу"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


В конце 1920-х годов Эшер набрал существенную популярность в Нидерландах. Так, в 1929 году он смог провести пять выставок в Голландии и Швейцарии, получивших благоприятные отклики в прессе, в том числе в наиболее влиятельных нидерландских газетах. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими». Всего он создал 448 литографий и гравюр и около 2 тысяч рисунков и набросков. Несмотря на это, в течение всего итальянского периода Эшер не мог содержать семью на заработки от продажи своих работ и жил на финансовую помощь отца.
Эшеры живут в Италии до 4 июля 1935 года. Из-за ухудшения политического климата в фашистской Италии и из-за проблем со здоровьем девятилетнего сына, семья была вынуждена продать дом в Риме и покинуть Италию.

"Лента Мебиуса"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Сразу после переезда в Шато-д’О (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца. Жизнь в Швейцарии была дороже, и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать. Джетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб. Он пробовал создавать пейзажи, но был разочарован потерей той теплоты, что получалась в пейзажах итальянских. В начале 1936 года он вновь решил отправиться в Южную Европу, и предложил одной судоходной компании делать изображения их кораблей и гаваней, в которые те заходят, в обмен на бесплатный проезд. К его удивлению, компания «Адрия» согласилась; Джетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-д’О. Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии. На пароходе они проплыли вдоль побережья Италии и затем в Испанию, где Эшер вторично посетил Альгамбру. К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей».

"Натюрморт с улицей"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


1937 год является переходным в творчестве Эшера, когда он сменил жанр пейзажа на создание произведений, выражающих геометрические конструкции.

В августе 1937 года семья, которая так и не смогла привыкнуть к атмосфере сельской Швейцарии, переезжает в Уккел, пригород Брюсселя. Эшер показывает своему брату-кристаллографу Бееру (Беренду) картину, над которой он работает, и тот видит возможности применения этих идей в кристаллографии. В 1938 году Эшер создаёт основу для своей знаменитой литографии «День и ночь».

14 июня 1939 года в Гааге в возрасте 96 лет умирает Джордж Арнолд Эшер, отец художника. Несколькими месяцами позже Эшер создаёт знаменитые «Метаморфозы». 27 мая 1940 умирает Сара Глейхман Эшер. В это время Брюссель уже был оккупирован нацистской Германией, и Эшер не смог присутствовать на похоронах матери. Вторую половину года он обустраивал её финансовые дела, а также выполнял заказ мэрии Лейдена по украшению здания.

"Узы союза"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих графических работ в Роттердаме; ряд произведений продаётся, художники рассказывают об их создании (в частности, Эшер рассказывал, что для создания «Рептилий» он делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу).

В 1950-х годах Эшер приобрёл большую популярность в качестве публичного лектора, а в 1950 году в Вашингтоне проходит первая его персональная выставка в США. После этого резко увеличиваются продажи его произведений в США. Так, в середине 1950-х годов через вашингтонского дилера он продал 150 отпечатков на сумму 2125 долларов. Художник много путешествует, с 1954 по 1961 год он совершает ежегодно как минимум одно путешествие на корабле, обычно в Италию. В 1954 году большая выставка его работ проходит в музее «Стеделейк» одновременно со Всемирным математическим конгрессом в Амстердаме. В результате значительно сокращается время для создания произведений — в 1954 году Эшер выполнил только две работы.

"Автопортрет"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


27 апреля 1955 года королева Вильгельмина производит Эшера в рыцари (пятая степень, рыцарь ордена Оранье-Нассау (англ.)). В 1957 году художнику заказывают фреску в Утрехте, работа над ней продолжалась почти весь 1958 год. В октябре 1958 года Джордж Эшер (старший сын) заканчивает университет и эмигрирует в Канаду.

В 1962 году художник переносит срочную операцию и долгое время пребывает в госпитале. В 1964 году Эшер снова отправляется в Канаду, чтобы повидать сына и прочитать несколько лекций, но почти сразу попадает в Торонто на операцию, и затем возвращается в Европу. После этого его здоровье ухудшается, и в конце 1960-х годов он нуждается в постоянном уходе.

В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). В 1968 году в Гааге была организована ретроспектива в честь 70-летия Эшера; в конце того же года Джетта, которая так никогда и не была довольна жизнью в Голландии, возвращается в Швейцарию. Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе.
В июле 1969 года Эшер создаёт свою последнюю гравюру на дереве — «Змеи».

"Змеи"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Эшер скончался 27 марта 1972 года в госпитале нидерл. Diakonessehuis в Хилверсюме от рака кишечника. Похоронен в Барне на кладбище Ниве Алхемеен Бехраафсплаатц (нидерл. Nieuwe Algemeen Begraafsplaats).

"Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам"

Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства.

"День и ночь"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Рептилии"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Встреча"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


"Дом лестниц"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

"Метаморфозы"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


Многогранники в работах Эшера играют роль как основной фигуры, так и вспомогательных элементов. В работах «Порядок и хаос» и «Звёзды» художник использует негеометрические формы для усиления впечатления от правильности центральных фигур: в первой из упомянутых работ в символе порядка и красоты отражается хаотическое собрание ненужных, сломанных, разбитых предметов, а во второй в конструкции из трёх правильных полых октаэдров живут два хамелеона.

"Порядок и Хаос"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


"Звёзды"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


Основных видов спиралей, используемых Эшером в своих работах, можно назвать три: спирали-мозаики (например, гравюра «Водовороты», в которой художник работал над бесконечным множеством применительно к заполнению поверхности), образование поверхности (например, в гравюре «Сферические спирали» изображены 4 ленты, образующие сферическую поверхность, проходящие от полюса к полюсу, бесконечно малые на полюсах и широкие к экватору), закручивание спиралей самих в себя (работа «Спирали»).

"Водовороты"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Спирали"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


Эшера волновали особенности перехода от плоскости к пространству, взаимодействие имеющих определённую форму двухмерных фигур и трёхмерных существ, способных передвигаться в пространстве. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие — в работе «Три пересекающиеся плоскости». Эшер работал над заполнением пространства; на его взгляд, из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность; подобное уменьшение может быть бесконечным.

"Три пересекающиеся плоскости"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Предел круга"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


В качестве картины, в которой исследуется и логика пространства, и его топология, можно назвать литографию «Выставка гравюр». Центральная часть пространства растянута, при этом оно изгибается по часовой стрелке вокруг незаполненного центра. Справа снизу вход; следуя взглядом по галерее, читатель выходит на левый нижний угол, в котором стоит юноша, по размерам раза в четыре больше первого. Юноша рассматривает пароход, изборажённый на гравюре, которая идёт влево; на ней изображены лодки, канал, дома; из одного из окон выглядывает женщина, которая смотрит… на крышу галереи, в которой находится юноша.

"Выставка гравюр" ("Галерея")
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Художник создавал на своих картинах оптические иллюзии, в основном с помощью светотени. Например, на картине «Куб с полосками» невозможно определить, в какую сторону обращены объёмные «пуговицы», расположенные на ленте.

"Куб с полосками"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры»; Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад». Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в одой из них на этаж меньше, чем в соседней. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь».

"Водопад"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Бельведер"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Спускаясь и поднимаясь"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Наиболее полное исследование этого вопроса в творчестве художника освещено в книге Дугласа Хофстадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», выпущенной в 1980 году и награждённой Пулитцеровской премией.
Очевидна тема самовоспроизведения в литографии «Рисующие руки»: хорошо прорисованы кисти рук, выходящие из ещё лишь набросанных манжетов; каждая из кистей рук рисует манжет соседней руки. Возникает «странная петля», в которой уровни рисующего и рисуемого взаимно замыкаются друг на друге.

"Рисующие руки"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры.


Картины Эшера, словно окна в другой мир. Вроде бы существующий совсем рядом с нами... Кажется, стоит только приглядеться, и "невозможные" миры оживут прямо у нас на глазах. Картины, в основном, чёрно-белые, но это никак не скрадывает масштабности, глубины работ. Именно глубины, которая словно затягивает, манит окунуться в вихрь нереальности, мир иллюзий, снов... мир, которого нет, не может существовать, и в тоже время... Любой может придумать и представить себе какие-то невероятные образы, изломать пространство как ему угодно, но это будет лишь в его мыслях, воображении, ведь не каждый может так близко приблизиться к "невозможным мирам", как это сделал художник Мориц Корнелиус Эшер.

"Меньше и меньше"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


"Лужица"
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры


Яркий пример заполнения пространства в творчестве Эшера
Мориц Корнелиус Эшер. Невозможные миры



(По материалам сети.)
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: kalibra (4 сентября 2009 23:03)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 12.06.2009
очень интересно,спасибо) book


№2 написал: Anonymus (4 сентября 2009 23:18)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 17.06.2009
Хороший обзор, гениальный художник.


№3 написал: gorod (5 сентября 2009 02:44)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
Согласен с Anonymus Эшер и правда гениальный художник.


--------------------


№4 написал: A_lina (5 сентября 2009 08:27)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
без слов...просто супер!


№5 написал: WildBird (5 сентября 2009 14:52)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 13.05.2009
Невероятные рисунки oh


--------------------


№6 написал: Terra Incognita (5 сентября 2009 14:59)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.06.2009
спасибо большое за пост. это мой любимый художник. мне кстати скоро надо будет делать по нему реферат, так что автор, можно сказать, помогла мне собрать по нему инфу. wink


--------------------


№7 написал: Meril_Gelebren (5 сентября 2009 19:54)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.04.2009
очень хороший обзор по гениальному художнику! это ж надо - так видеть пространство.. у меня мозгов не хватило бы такое себе представить, не то что нарисовать..)


--------------------


№8 написал: Antares (5 сентября 2009 19:59)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 15.08.2009
Как интересно! Работы эти видела во многих книгах, в качестве иллюстраций, но что это один автор, даже и не знала... Автор - Вы просто молодец! Отличный пост! Спасибо ay


№9 написал: Аррей Квентин (6 сентября 2009 01:15)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 4.07.2009
Я фигею... eg


№10 написал: Asmoday (6 сентября 2009 11:47)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 3.07.2009
dy


--------------------


№11 написал: Волчица=) (7 сентября 2009 13:41)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.07.2009
Супер!


--------------------


№12 написал: azur (7 сентября 2009 15:45)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 4.08.2009
Невероятно!!! Интересные работы!!! Гениальный художник!!! ay Спасибо за пост!!!


--------------------


№13 написал: Ormona (9 сентября 2009 17:52)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.07.2009
Люблю его произведения. На некоторые смотришь - и голова кружиться начинает. Замечательный мастер! +5


--------------------


№14 написал: kajitokika (9 сентября 2009 18:34)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 22.08.2009
Обожаю мозаики! Большое спасибо!


№15 написал: Йавана (9 февраля 2012 08:39)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 13.06.2009
Прекрасный художник.


--------------------

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.