Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

Героическое моделирование

Дата: 25.09.2009
Категория: Полезное
  • 100


 
Героическое моделирование
Героическое моделирование

Путешествуя по нашему необъятному сайту, я знакомлюсь с образцами творчества многих начинающих писателей (к числу коих отношусь и сам), и везде вижу, скажем так, разные подходы к созданию образов главных героев. Безусловно, каждый автор стремится к тому, чтобы его герой (героиня) был «живым», и ему можно было сопереживать. Однако в подавляющем большинстве творений, выложенных на этом сайте, персонажи-ГГ, как это ни прискорбно, делятся всего на две категории: полностью картонные и насквозь стереотипные (есть, конечно, исключения, но их единицы). Почему так происходит? Какой «изюминки» не хватает нашим протагонистам и где её взять? Попробуем разобраться.

«Поющие под фанеру»

Прежде всего, что такое «картонный персонаж»? Общее определение я бы дал такое: это литературный герой, который ведет себя так, как живой человек никогда бы себя не повёл. Его мотивы непонятны, его поступки нелогичны и часто совершаются лишь в угоду сюжету, его характер не раскрыт (а если и раскрыт, то никак не вяжется с вышеупомянутыми поступками). В результате всех этих вопиющих нестыковок, картонный персонаж превращается в такую же декорацию, как горы, леса и луга, а в читателе просыпается Станиславский, кричащий «не верю!». Еще один критерий «картонности» состоит в том, что автор не даёт никакой бэкграундной информации о герое (и это, как правило, сочетается с тем, что перс непомерно крут). Возникает вопрос – откуда же он такой вылез, если о нём ничего никому не известно? Бывает и наоборот: автор со скрупулезностью следователя пишет всю биографию персонажа, начиная с пятилетнего возраста, перечисляет всех его родственников вплоть до седьмого колена, на десяти страницах описывает его родную деревню, включая каждый пенёк в задрипанном закоулке, но на выходе, представления о характере героя мы всё равно не имеем никакого.

Как с этим бороться? Конечно, профессиональных психологов среди нас мало, но для того чтобы выстроить правдоподобную модель поведения, Юнгом быть не нужно. Достаточно всего лишь помнить одно простое правило. Автор должен сопереживать герою сам! Он должен «влезть» в шкуру персонажа и увидеть мир его глазами. Если этого не сделаете вы, то каково придётся читателю? Этот, казалось бы, лежащий на поверхности приём упорно игнорирует большинство творцов. Выступая в своём произведении в роли Демиурга, писатель склонен свысока смотреть на мир, сюжетные перипетии и характеры героев. И это понятно, ведь он вынужден держать в своём воображении общую картину повествования. Однако без того, чтобы опуститься до рядовых персонажей, обойтись нельзя. Иначе, как уже было сказано, они со 100% вероятностью будут «неживыми».

Итак, мы влезли в шкуру своего героя. Теперь посмотрим под новым углом зрения на все те действия, поступки и диалоги персонажа, которые были написаны ранее. Сразу же бросается в глаза огромное количество несуразностей, не так ли? Мы знаем, что наш герой вспыльчив, чудаковат, ксенофоб, латентный гей (нужное подчеркнуть). Но читателю-то это неизвестно! Он-то узнаёт об этом как раз через диалоги, поступки, действия! Так заставьте героя действовать так, чтобы читатель понял, что к чему! Раскрывайте характер не через досье-образные полустраничные врезки, а через поступки персонажа. Его слова. Внутренние диалоги. Страхи. Пороки. Предубеждения. И так далее. Если герой не будет обладать этими качествами, ему невозможно будет сопереживать – я гарантирую это!

Типология типичности

Ещё один бич прозы – стереотипность персонажей. Здесь ситуация немножко другая. В отличие от «картонности», стереотипность сама по себе не является недостатком произведения или упущением автора. Можно писать гениальные вещи, используя те или иные стереотипы. Но одно дело, когда это делается осознанно – то есть автор понимает, куда и зачем он вводит стереотипного персонажа, а совершенно другое, когда начинающий писатель стремиться создать что-то разумное, доброе, вечное, а вместо этого получается насквозь стереотипный суррогат.

Прежде всего, определимся, что такое «стереотипный персонаж». Это литературный герой, который подчиняется строго прописанной модели поведения, каковая модель на подсознательном уровне заложена у читателя. Скажем, если мы в детстве слышали о Робин Гуде и Вильгельме Телле, то начиная читать о некоем «доблестном разбойнике Шмэйли, непревзойденном мастере стрельбы из лука», мы подсознательно ожидаем, что он будет защищать невинных, охотиться на королевскую дичь, «грабить корованы» и.т.д. Это и есть стереотип. Он наивен и до безобразия скучен. Однако, к сожалению, остаётся одной из «визитных карточек» авторов.

Для того чтобы избегать стереотипов, нужно, прежде всего, знать их в лицо. Позволю себе привести здесь небольшую классификацию стереотипных героев фэнтези с «разбором на винтики». Классификация эта никоим образом не претендует на истину в последней инстанции, однако, надеюсь, она даст представление о том, какие герои уже порядком набили оскомину читателю. Итак, приступим.

Авантюрист – лихой, дерзкий и раскрепощенный искатель (и «находитель») приключений на разные части тела, умён, остер на язык, и вообще рубаха-парень. В большинстве случаев обаятелен и харизматичен. Как правило, действует вне закона, что не мешает ему быть добрым, чутким и отзывчивым. Сферический авантюрист в вакууме – упомянутый выше Робин Гуд, он же – Вильгельм Телль, он же – Джон «Мщу-за-всех» из «Черной стрелы» Р.Л. Стивенсона, и его современная инкарнация – капитан Джек Воробей.

Амазонка – красивая полуобнаженная блондинка/брюнетка/шатенка (нужное подчеркнуть), облаченная в бронелифчик, рубящая супостатов направо и налево своим неподъёмным двуручным мечом. Как правило, сексапильна, и при этом, как правило, асексуальна. Авторы таких персонажей упорно игнорируют тот факт, что на самом деле «женщина с оружием» зачастую выглядит как (да простят меня уважаемые дамы) типичный «буч», и что само по себе владение оружием требует определенного типа темперамента и психической организации. В любом случае, «воительница» женского пола будет вести себя по-другому, чем её коллега-мужчина. Сферическая амазонка в вакууме – Зена, королева воинов (которая, вообще-то не «королева», а «воинствующая принцесса», если что).

Прекрасный Принц – собственно, название говорит само за себя. Принц настолько прекрасен, воспитан, умён, романтичен и готов на всё ради прекрасной дамы, что аж тошно. Такие принцы если и существуют в действительности, то королями не становятся. Квинтэссенция сказочного «Прекрасного Принца» - это, разумеется, Prince Charming из Шрека.

Эльфийская лучница – непременный атрибут любой РПГ-шной партии, один из самых устоявшихся шаблонов «ванильного» фэнтези. Если дварф – то обязательно воин, если хоббит – то проныра, орк – значит тупорылый берсерк, а уж коли эльф – то меткий стрелок. Надо заметить, что женщина с луком смотрится куда органичнее (и уж куда эстетичнее), чем женщина с булавой или секирой, к тому же несуразный «бронелифчик» ей при этом носить не обязательно и даже как-то зазорно. Однако при создании такого персонажа необходимо помнить, что красота и меткость не являются важнейшими чертами характера, и героя (героиню) стоит немного «очеловечить». Из наиболее стереотипных эльфийских лучников можно назвать Леголаса и Аллерию Ветрокрылую из Warcraft.

Рыцарь – всевозможные паладины, архангелы, крестоносцы и другие «божьи воины» попадают под эту категорию. Светло-справедливый и благородный идеал рыцаря восходит к циклу Артурианских легенд, однако не имеет ничего общего с реально существовавшими рыцарями (для любопытных – хотя бы вот эта статья). Стереотипы, связанные с рыцарем – это честность, порядочность, верность и в кульминации – смерть за правое дело. Отдельным пунктом необходимо выделить «рыцарскую броню» - бессмысленное нагромождение железа, делающее из персонажа подобие консервной банки. Примеры сферических рыцарей – сэр Ланселот Озерный и Стурм Светлый Меч из «Саги о Копье».

Убийца – хладнокровный и беспощадный, убивающий молниеносно и безоговорочно. Воин-тень, эдакая помесь ниндзя и арабских ассасинов. Обычно служит в какой-то супер-тайной организации, или предлагает свои услуги за деньги. Личность настолько тёмная, что иногда её не видно вообще. А веселее всего становится, когда такой тип, хладнокровно замочив в сортире пару (сотен) жертв, начинает лить слёзы и жаловаться на свою нелегкую жизнь. Сферический убийца в вакууме – Артемис Энтрери (Р.А. Сальваторе).

Попаданец (попаданка) – самый популярный, и одновременно самый отвратительный шаблон. Фэнтези-«попадалово», когда обычный школьник, студент, эмо-бой, трудный ребёнок (нужное подчеркнуть) ВНЕЗАПНО оказывается в фэнтезийном мире и становится там Избранным, занимает верхнюю строчку хит-парада заезженных сюжетов прозы. Рождаются такие творения из тяги к эскапизму, и это понятно, но ради Бога, авторы, вносите в ваши опусы хоть по маленькой изюминке! Примеры даже приводить не стану – см. каждый второй пост в разделе «Проза».

Приведенные выше примеры являются лишь самыми распространенными типами шаблонов, этот список можно и продолжить. Однако, думаю, идея ясна – если вы видите в своём персонаже стереотип, разукрасьте его. Добавьте ему неординарности, поставьте в нестандартную ситуацию. Сделайте его ярким и запоминающимся. Ведь именно ради этого вы и пишете своё повествование.
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: Сноб (25 сентября 2009 21:21)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 12.08.2009
Интересно winked


№2 написал: Yutihu (25 сентября 2009 21:26)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 4.08.2009
полезно для начинающих)))


--------------------


№3 написал: Драколинга (25 сентября 2009 21:33)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 25.06.2009
Хорошо написано и хорошо сказано. Невольно вновь под новым углом всмотрелась в своих персонажей, но, вроде, ничего не нашла... Оттого ещё больше захотелось узнать мнение автора сего творения, хотя настаивать, как и просто навязчиво просить, не хочу. winked
Пост полезен и легко читается. Респект )))


--------------------


№4 написал: Samaire (25 сентября 2009 21:38)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.03.2009
Интересно.. Всегда боролдось, борюсь и буду бороться с шаблонными героями и стереотипами, кои всей душой ненавижу...
Спасибо за отличную пкбликацию, мне очень понравилось!!!!


--------------------


№5 написал: [Messers Kuss] (25 сентября 2009 21:38)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 13.08.2009
Соглашусь, очень познавательно. Эээх, да-а, далека же я от идеала :)


--------------------


№6 написал: Meril_Gelebren (25 сентября 2009 21:47)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.04.2009
отличный пост! больше сказать нечего.
ЗЫ взглянула на своих персонажей - вроде бы адекватные, тьфу-тьфу)


--------------------


№7 написал: ЭльТэнна (25 сентября 2009 22:09)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 6.07.2009
К стереотипам. wink
Ещё очень часто встречается суперведьма. girl_witch (Каюсь, тут сама грешна ah ) и Страшный Злой Темный Властелин skull (который в душе белый и пушистый).

Статья 5+


--------------------


№8 написал: Mirra (25 сентября 2009 23:03)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 19.09.2009
А еще стереотипы встречаются в большинстве книг большинства современных писателей. Грустно, господа, что начитавшись их, мы перестаем думать самостоятельно...


--------------------


№9 написал: RinaSvobodnaya (26 сентября 2009 00:20)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.04.2009
Цитата: Драколинга
Оттого ещё больше захотелось узнать мнение автора сего творения, хотя настаивать, как и просто навязчиво просить, не хочу.


Да, интересно было бы узнать, хотя за собой вроде ничего "стереотипного" не хаметила, для меня самое главное -это психология любого произведения. Не знаю как другие, но всегда считала, что автор должен прживать жизни всех своих персонажей, даже самых отвратительных. Тогда и не будет никаких ляпов. Ну и конечно, чтобы писать не просто о приключениях, свалившихся на головы героев, нужно иметь хотя бы какой-то жизненный опыт. Я вот знаю, какие темы мне не под силу и не берусь за них, потому что опыта не хватает. Скажем, была у меня мысль написать рассказ о Великой Отечественной войне. Идея очень амбициозная, но на данной стадии своего писательского развития я с точностью могу сказать, что не напишу подобного.

И все-таки я не согласна, на Дриме есть несколько авторов, которых я всегда с удовольствием читаю)


--------------------


№10 написал: Estel Elerrina (26 сентября 2009 09:16)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 28.04.2009
Круто, автор молодчинка,все так точно и ясно и,что говорится - "в яблочко!" тоже очень бы хотелось увидеть проду


--------------------


№11 написал: Рыжая Рысь (26 сентября 2009 10:42)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.03.2009
Стереотипность скорее связано с канонами классики. Нам про героические баллады средневековья рассказывали на парах. Не вижу ничего удивительного, но придумать что то оригинальное становится чертовски трудно


№12 написал: RinaSvobodnaya (26 сентября 2009 12:26)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.04.2009
Цитата: Рыжая Рысь
но придумать что то оригинальное становится чертовски трудно


Стереотипы есть в каждом жанре - классицизм хотя бы взять или романтизм. А оригинальных сюжетов в мировой литературе не более 100. Если начинаешь серьезно изучать литературу, то понимаешь, что многие произведения похожи друг на друга, даже у классиков. Пример - за ним далеко ходить не надо, наверняка все знают "Памятники" Горация, Державина и Пушкина. Тем не менее, эти "Памятники" совершенно разные. Почему? Потому что писатели вкладывали в них не только несколько разный смысл, меняющийся от эпохи к эпохе, но и свои чувства, которые у них как понятно, были совершенно различны.


--------------------


№13 написал: Листва (26 сентября 2009 12:37)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 2.07.2009
Инфа интереснаая и полезная!А можно продолжение о теме? ah


--------------------


№14 написал: Арикел (26 сентября 2009 15:19)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 18.03.2009
Здорово, и в точку. Даже авторы, не дримовские грешат этим - особенно современные творения новеньких авторов, даже читать порой неинтересно, ибо знаешь, чем там все закончиться.


--------------------


№15 написал: Dark_keeper (26 сентября 2009 16:13)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 18.08.2009
Прочитала, понравилось aa Пришла к выводу, что пишу более-менее оригинально, или хотя бы не использую сих явных штампов) Порадовалась)


--------------------


№16 написал: Витани (26 сентября 2009 16:35)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 20.08.2009
Не могу не согласится с автором) Но добавлю, что иногда нелогичных стереотипов спасает завернутый сюжет и детальная прорисовка мира))


--------------------


№17 написал: Larial (26 сентября 2009 18:57)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 22.08.2009
Очень познавательно


№18 написал: Lady_Night (29 сентября 2009 12:10)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 29.09.2009
Очень понравилась данная статья! Автору огромное спасибо!

Очень понравилась данная статья! Автору огромное спасибо!


--------------------


№19 написал: Asher (29 сентября 2009 14:56)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 27.07.2009
ay


--------------------


№20 написал: Аспида (30 сентября 2009 15:29)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.06.2009
интересно


--------------------

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.