Добро пожаловать на сайт фантастики, которая нас окружает в фильмах, играх и книгах. У нас Вы сможете прочитать захватывающие фантастические рассказы, посмотреть фэнтези картинки и просто пообщаться с единомышленниками; Путешествуйте виртуально в параллельные миры где вас ждут драконы, эльфы, вампиры, ангелы и другие герои.


    Свободное рекламное место

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий

Дата: 26.09.2009
Категория: Книголюбам
  • 100


Сюжет


Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


«Суета вокруг дивана»


Повествование ведётся от лица Александра Привалова — ленинградского программиста, который во время отпуска поблизости от северного города Соловец подвозит автостопом двух сотрудников местного института. Они устраивают его переночевать в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках) на улице Лукоморье. Поначалу Привалов воспринимает как должное и смотрительницу музея, Наину Киевну Горыныч, и то, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события, но постепенно приходит к выводу, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему. Магическое зеркало, огромный говорящий кот, выловленная в колодце замшелая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, странные сны, которые воспринимаются как реальность, представляются Привалову прежде всего интереснейшим материалом для удовлетворения его любопытства. Он начинает исследовать отдельные проявления этой системы — экспериментирует с неразменным пятаком, вследствие чего оказывается в милиции, где понимает, что для милиционеров происходящие чудеса, в общем, в порядке вещей.

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


События неожиданно начинают концентрироваться вокруг дивана, на котором спал Привалов. Для начала диван просто исчезает. Затем к Привалову один за другим приходят весьма примечательные личности, которые мимоходом демонстрируют невероятные способности (летают, приобретают невидимость, проходят сквозь стены и т. д.) — все они почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что диван — на самом деле магический транслятор реальности (откуда и появились «реальные сны») и был похищен одним из молодых сотрудников института Витькой Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократической волокиты. Когда скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра (один из тех, кого Привалов подбросил до города). Он уговаривает Привалова поступить на работу в НИИЧАВО — Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Привалов соглашается, так как ему уже сейчас безумно интересно всё происходящее.

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


«Суета сует»


Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, который работает заведующим вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед читателем проходит целая череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, администратор Модест Матвеевич Камноедов, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус) и другие.

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


Затем Привалов предпринимает обход института — начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся опасные магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который, оказывается, решил совсем не уходить с работы и отправил вместо себя отдыхать дубля. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, до крайности увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он вдруг обнаруживает, что весь институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории.

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


«Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.»(С)

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


Всеобщая рабоче-праздничная атмосфера нарушается очередным «научным успехом» профессора Выбегалло — в его лаборатории «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель внешне является копией профессора Выбегалло, а её единственной способностью является пожирание всего съедобного. Профессора срочно вызывают в институт и он появляется в лаборатории вместе с представителями прессы. Оказывается, профессор с целью создания Идеального Человека оттолкнулся от идеи, что Идеальный Человек — это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности, и эти исследования уже вышли на этап промежуточного моделирования. Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель просто разрывает от обжорства на куски. Профессор Выбегалло сообщает, что испытания прошли успешно и возлагает большие надежды на модель следующего уровня — «модель человека, удовлетворённого полностью» (то есть, в понимании Выбегалло, способного мгновенно удовлетворить все свои потребности).

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


«Всяческая суета»


Действие происходит в НИИЧАВО в течение нескольких обычных рабочих дней. ЭВМ «Алдан» в вычислительном центре Привалова неисправна, поэтому Привалов бродит по институту и участвует в разнообразных событиях — например, в испытании машины, позволяющей отправиться в описанное писателями прошлое или будущее. Привалов отправляется в описанное фантастами будущее. Эта часть главы представляет собой едкую пародию на советскую и зарубежную футуристическую фантастику (причём авторы временами не щадят даже свои собственные произведения).

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


Затем Привалов становится свидетелем странной смерти говорящего попугайчика, который появился из кабинета Януса Полуэктовича. Оказывается, эта смерть укладывается в цепочку событий, которые происходили в предыдущие два дня. На следующий день попугайчик оказывается жив. Заинтересованные этим Ойра-Ойра, Корнеев, Эдик Амперян и Привалов начинают исследование этого феномена, который приводит их к идее контрамоции — возможности существования объектов и процессов, движущихся в обратном направлении по времени. Эта теория объясняет не только события с попугайчиком, но и все необычные обстоятельства, связанные с Янусом Полуэктовичем Невструевым. А также, при большом желании, даже тайну Тунгусского метеорита.

"Понедельник начинается в субботу" А. Стругацкий, Б. Стругацкий


Приложения


В большинстве изданий основной текст повести сопровождается послесловием, якобы написанным по просьбе авторов Александром Приваловым (в котором тот нелицеприятно указывает на ряд допущенных авторами досадных ошибок, хотя и признаёт за повестью ряд достоинств), и глоссарием, в котором разъяснены упомянутые в повести мифологические и магические реалии.

alt


Происхождение названия


Авторство названия принадлежит одной хорошей знакомой Бориса Стругацкого. Дело происходило следующим образом: В середине 60-х был очень популярен Эрнест Хэмингуэй и за его произведениями гонялись по книжным магазинам, книги ходили по рукам и их зачитывали до дыр. И вот однажды у Бориса Стругацкого раздаётся звонок:

— Боря! Выложили новую книгу Хэмингуэя! «Понедельник начинается в субботу»! — говорит его добрая приятельница Наталья Свенцицкая.

Борис Натанович оценил шутку и ответил:

— Брать обязательно!..

alt


Значение


Повесть «Понедельник начинается в субботу» оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских читателей 1960—1980-х годов, неоднократно вызывала острую полемику, фразы из неё разошлись на цитаты и доныне широко узнаваемы. Некоторые персонажи повести были использованы в школьных учебных пособиях для облегчения восприятия материала учащимися.

alt


Поскольку повесть во многом была завязана на реалиях социалистической эпохи, после распада глобальной социалистической системы к 1991 году она стала в какой-то мере непонятна новому поколению читателей, что вызвало определённое падение интереса к ней. Однако социальные перемены в России конца XX века оказались не столь фундаментальны, как это поначалу представлялось, постепенно общественная жизнь снова приобрела многие черты советского времени и «Понедельник начинается в субботу» опять оказался неожиданно актуален — как в утопической части (темы психологии творчества, свободы научного поиска, попыток концептуальных научных прорывов), так и в сатирической части (распространение лженаучных концепций и профанация научных достижений, бюрократизм, психология потребительства и т. д.).

alt


Повесть является единственным произведением советской литературы, где сатирически выведен распространённый (особенно в годы сталинизма) тип политического демагога, Выбегалло. Правда, по цензурным соображениям он цитирует не идеологических классиков, а французские афоризмы, но политический упор проявляется постоянно: «внеклассовый огнедышащий дракон», «отгораживаете нашу науку от народа» и т. п. Этот аспект был значительно усилен авторами в продолжении повести, «Сказке о Тройке».

alt


В произведении действуют и упоминаются персонажи и предметы русских сказок, фольклорных и мифологических произведений; несмотря на это повествование носит скорее подчёркнуто бытовой, чем сказочный характер.
Авгуры — традиционно занимаются предсказаниями
Вурдалаки — согласно глоссарию, «Маги, вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла»
Василий, говорящий кот — «Кот учёный» из пролога поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
Гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны, сыновья верховного бога Урана (неба) и Геи (земли): Бриарей, Котт и Гиес. В книге живут в виварии НИИЧАВО , иногда привлекаются для общих работ в качестве грузчиков
Гидра — согласно глоссарию, «реально существующая многоголовая рептилия, дочь З. Горыныча и плезиозаврихи из озера Лох-Несс.»
Говорящая щука — щука из русской народная сказки «По щучьему велению»
Голем — согласно глоссарию, «один из первых кибернетических роботов»
Гомункулус — «искусственное человекоподобное существо, используют для биомеханического моделирования.»
Гномы — согласно глоссарию, «большинство гномов — это забытые и сильно усохшие дубли»
Демоны Максвелла — швейцары, «всю жизнь они занимались открыванием и закрыванием дверей»
Джинны — согласно глоссарию, «почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов»
Домовые — согласно глоссарию, «это либо вконец опустившиеся маги, не поддающиеся перевоспитанию, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными»
Змей Горыныч — в НИИЧАВО используется для опытов («Сам З. Горыныч был заперт в старой котельной…»)
Кербер Псоевич Дёмин, завкадрами
Кощей Бессмертный — «содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях»
Лев Бен Бецалель — предположительно прототипом образа послужил Махараль из Праги
«Молот ведьм» — реально существующая книга.
Оборотень — согласно глоссарию, «человек, способный превращаться в некоторых животных»
Оракул — «„Соловецкий оракул" — это небольшая тёмная комната, где уже много лет проектируется установить мощную электронно-счётную машину для мелких прорицаний»
Пифии — «очень много курят и занимаются общей теорией предсказаний.»
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института. Получил своё имя от Я́нуса (лат. Ianus, от ianua — «дверь») — в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени

alt


Прототипы персонажей повести


Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей, однако Стругацкие избегали раскрывать их имена («Мы всегда предпочитали не распространяться о прототипах наших героев. Далеко не каждому нравится быть прототипом.») Тем не менее, Борис Стругацкий подтвердил в ответах онлайн-интервью следующие соответствия:
Профессор Выбегалло — главным прототипом профессора Выбегалло был Трофим Лысенко, второстепенным — некий известный писатель-фантаст, имя которого Стругацкие не раскрывали из этических соображений (предположительно Александр Казанцев), а также один из уборщиков в Пулковской обсерватории.
Янус Полуэктович Невструев — директор Пулковской обсерватории Александр Александрович Михайлов.
Фёдор Симеонович Киврин — прототипом этого персонажа был Иван Антонович Ефремов.

alt


Цитаты


Узнаваемые и популярные цитаты.
«Нам нужен не всякий программист,-сказал горбоносый. — Программисты — народ дефицитный, избаловались, а нам нужен небалованный». — «Да, это сложнее», — сказал я.
«А зубом они не цыкают?»
«От щедрот пока рубль.»
«В таком вот аксепте».
« — Однако, — подумал я вслух. — Не просочиться бы в канализацию!..»
« — Да, — сказал я с чувством. — Воняет гадостно.»
«- А что такое „Упанишады"? — Я уже не был уверен, что сплю. — Не знаю, — сказал голос.»
« — Прозрачное масло, находящееся в корове, — с идиотским глубокомыслием произнесло зеркало — не способствует её питанию, но оно снабжает наилучшим питанием, будучи обработано надлежащим способом.»
« — Это не козёл! Это наш сотрудник!»
«потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.»
«Лица, поименованные с номера четвёртого по номер двадцать пятый и последний включительно, занесены в списки лиц, допущенных к ночным работам посмертно. В порядке признания их заслуг в прошлом. Теперь вам доступно?»
«Моё дело — прекратить разбазаривание, и я его прекращаю.»
«При обнаружении фактора горения немедленно звонить по телефону 01 и приступать к принятию мер. На этот случай получите сигнальную дудку для вызова авральной команды…»
«Живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить. Потому что уже был прен-цен-дент, сбежал чёрт и украл луну. Широко известный пренцендент, даже в кино отражён.»
«…было у меня подозрение, что вы всё-таки дубель.»
«Выбегалло забегалло?»
«Некоторое время мы занимались материализацией. Я творил груши, а Роман требовал, чтобы я их ел. Я отказывался есть, и тогда он заставлял меня творить снова. „Будешь работать, пока не получится что-нибудь съедобное, — говорил он. — А это отдашь Модесту. Он у нас Камноедов".»
«Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются»
«И они доехали до большого озера, и видит Артур: из озера поднялась рука, мозолистая и своя…»
« — Кто творил вино?
— Я.
— Не забудь завтра заплатить.»
«Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определить степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.»
«…потребности у всех, а селёдка — для модели…»
«Оно хочет. И потому оно пока несчастно. Но оно может, и через это „может" совершается диалектический скачок».
«Кадавр жрал».
«Все мы знаем, что материальное идёт впереди, а духовное идёт позади. Сатур вентур, как известно, нон студит либентур.»
«Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием. Как неорганизованную.»
«Пока насчёт духовных способностей данной модели мы сказать ничего не можем, поскольку её рациональное зерно есть желудочная неудовлетворённость.»
«Мои труды читать надо!»
«Познание бесконечности требует бесконечного времени. А потому работай не работай — всё едино.»
«Бессмыслица — искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет».

alt


Экранизации


Телевизионный фильм Константина Бромберга «Чародеи» (1982) использует отдельные мотивы и персонажей повести «Понедельник начинается в субботу», поскольку первый вариант сценария, написанный Стругацкими, не удовлетворил режиссёра, и авторам было высказано требование написать самостоятельное произведение. Опубликован также написанный Стругацкими сценарий художественного фильма по мотивам повести, который достаточно близок к оригиналу, однако попыток его экранного воплощения до сих пор предпринято не было.

По материалам Википедии (редакция 10:07, 24 сентября 2009). Лицензия
При копировании материалов, активная ссылка на сайт You-Happy.Ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Мнения пользователей


№1 написал: -Прохлада- (26 сентября 2009 14:13)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 25.09.2009
Мне советовали эту книгу буквально на днях,спасибо за напоминание!;)


--------------------


№2 написал: Magier (26 сентября 2009 14:20)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 20.06.2009
Читать обязательно,она хорошая.Я такие вопще не очень читаю,но когда дали ее то в итоге еле забрали назад)


--------------------


№3 написал: Polar star (26 сентября 2009 14:21)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 11.03.2009
Читала эту книгу. В принципе понравилось, начало не очень зацепило, а потом втянулась. Спасибо book


--------------------


№4 написал: lihaziv (26 сентября 2009 14:38)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 26.09.2009
Отличная книга!

Отличная книга!


№5 написал: andrey_res (26 сентября 2009 14:48)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 23.05.2009
Согласен с предыдущим оратором - отличная книга.
Пожалуй, самая "легкая" у Стругацких - возьмите для сравнения "Град обреченный" или "Трудно быть богом"...


--------------------


№6 написал: Арикел (26 сентября 2009 16:27)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 18.03.2009
Не знаю, я как то не разделяю вашего восторга по поводу стругацких. Читала эту книгу - не впечатлило, еле-еле дочитала ее, и то кажется не до конца при всем том, что читать люблю, а уж фэнтези\фантастику тем более.


--------------------


№7 написал: RinaSvobodnaya (26 сентября 2009 17:27)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.04.2009
Очень люблю Стругацких, но вот именно эта книга на меня впечатление как-то не произвела hmmm Мне ближе "Трудно быть богом" book


--------------------


№8 написал: Larial (26 сентября 2009 19:03)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 22.08.2009
belay


№9 написал: A_lina (26 сентября 2009 21:58)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
люблю... нравится почти все у них...узнала первые картинки...игрушка по книге, только ее сокращенный вариант..ярко нарисовано, но из за того что книгу читала игра не сильно впечатлила, только с чисто художественной стороны понравилось...ну а серию "миры" ценю даже больше не зато то, что там практически все собрано, а за комментарии переслегина


№10 написал: Anastacia Murren (27 сентября 2009 12:27)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 9.03.2009
Мммм...
Надо будет почитать..


--------------------


№11 написал: Arhont (27 сентября 2009 21:11)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 10.08.2009
Надоже неожидал уведеть Стругацких на дриме, спасибо.


№12 написал: kajitokika (27 сентября 2009 21:44)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 22.08.2009
Книга на все времена. ЧИТАТЬ - ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! По крайней мере тем, кто считает, что обладает чувством юмора wink


№13 написал: Vедьма (28 сентября 2009 14:18)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 9.04.2009
Жалко нет Кощея в халате и тапочках fellow


--------------------


№14 написал: Leira (3 октября 2009 20:17)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 4.04.2009
хм... hmmm если покопаться в моей замшелой памяти , то эта книга меня не очень потрясла...но читая статью мне хочется все заново перечитать... feel wink


№15 написал: Несмеяна (4 октября 2009 19:59)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 24.07.2009
Вот совсем недавно прочитала, это шедевр)) нет ну надо же додуматься до такого... Подопечные Выбегайло, заставляют не только смеяться, но еще и кое о чем задуматься hmmm


--------------------


№16 написал: Zvenislavka (15 октября 2009 21:26)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 16.05.2009
дааааааааа)


№17 написал: tayrven (30 октября 2009 17:36)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 17.04.2009
Пожалуй это единственное веселое произведение Стругацких, на мой взгляд...во всяком случае, после его прочтенеия не остается тяжелого осадка, как например после "Трудно быть богом", "Пикник на обочине", "Стажеры", "27-я теорема этики..." и тд (я их люблю, но тяжелые это вещички...).
А почему нет фразочки про модель вечно молодого человека, которая цеплялась за все бородой?)) Тож калоритная личность))
Хороший пост))


--------------------


№18 написал: Хайвэн (10 марта 2010 18:02)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 17.09.2009
Если хотите много конструктивной пищи для ума, читайте Стругацких. Даже "Понедельник" со своей легкостью обладает изрядным количеством безобидного черного юмора)


--------------------


№19 написал: necromag (24 сентября 2010 08:00)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 21.01.2010
Классная книга.
Как говорит наша учительница литературы-если прочитаешь у стругацких хоть одну книгу, будешь читать стругацких всегда.
book


--------------------


№20 написал: GeFFest (30 января 2011 23:11)                  


Группа: Пользователи
Регистрация: 30.01.2011
Книгу прочитал, понравилось.. Только вот читалось как-то не на одном дыхании.. Язык такой у них.. Как-то чувствуется расстояние во времени в 40 лет..
Я еще Лукьяненко читаю, вот его мне как-то проще читать. У него тоже много вещей, которые надо понимать между строк, есть вещи, которые задуматься заставляют, но он как-то ближе мне. Кстати, в рамках проекта "Время учеников" он написал продолжение "Понедельника..", http://goo.gl/biiFF - вот.. Ощущение, что прочитал неопубликованную четвертую историю из "Понедельника...")

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.